16.6 C
Кишинёв

Более 20 лет собирал из цветного стекла и керамики мозаичные панно по всей стране, сегодня Борис Ивашко вынужден продавать последнее, чтобы прожить | VIDEO

Десятки пернатых друзей, две последние картины на продажу, пакет зерна и небольшой кусок хлеба в руках. Бориса Ивашко в центре Кишинева знают многие. Каждый день, несмотря на погоду и самочувствие, пожилой мужчина приходит к Кафедральному собору, чтобы покормить своих верных голубей и порадовать людей представлением. Только вот мало, кто знает, что этот добрый дедушка больше 20 лет кропотливо собирал из кусочков цветного стекла и керамики мозаичные панно по всей стране. Руками мастера создано более 120 работ, которые он устанавливал по эскизам молдавских художников в десятках городах и сел Молдовы. Несмотря на все его заслуги, сейчас Борис Данилович вынужден выживать, продавая последнее.

БОРИС ИВАШКО, пенсионер: «Я доживаю, у меня рак простаты, я уже чернею, уже высох весь. Но у меня не только эта болячка, я инвалид второй группы по зрению. Один глаз я давно потерял, была глаукома, а на втором делали три операции. Но я все равно плохо вижу, потому что я старею. Еще раньше у меня огород был, я наткнулся на ветку, и у меня разорвана сетчатка. Вот поэтому я собираю деньги, чтобы меня похоронили достойно. Не хочу одалживать у кого-то, поэтому я тут и сижу. Я не попрошайничаю, я работаю».

Борису Даниловичу 87 лет, из них больше 5 лет мужчина живет с неизлечимой болезнью. На государство, рассказывает пенсионер, рассчитывать не приходится. 10 лет назад мужчина потерял супругу, с тех пор живет один на пенсию 3 тысячи леев, которой едва хватает на оплату коммунальных услуг.

БОРИС ИВАШКО, пенсионер: «В прошлом месяце мне делали укол за 2200 леев, за квартиру заплатил 1150 или 1170, и все, нет пенсии. Я с 20 числа по 13 без пенсии остался. Какое государство? Они о себе думают. Это не государство, раньше оно было. У меня были все телефоны, все райкомы, я даже мог идти к президенту, и к первому секретарю, я имел право. У нас было такое разрешение, и я ходил за народ болел, ни то, что сейчас сидят там депутаты, только деньги получают, а о нас не думают».

Танцующие девушки и играющие дети, летящие журавли и цветочные узоры — эти изображения на стенах городских зданий знакомы практически каждому. На счету Бориса Ивашко более 20 таких мозаичных панно только в Кишиневе. Еще десятки созданы в Кагуле, Унгенах, Сороках, Дондюшанах, Бендерах и других городах по всей стране. Несмотря на возраст, Борис Данилович помнит каждого, с кем строил и украшал свою Родину. Среди них известные молдавские художники Михаил Буря, Василий Нашку, Павел Обух и Александр Кузьмин.

БОРИС ИВАШКО, пенсионер: «200 квадратных метров, вот эта мозаика у театра Марии Биешу, сразу, как мы сделали эту мозаику, выпустили открытку. Видите, какая красивая. А это детский садик шелкового комбината, мы эту работу делали, когда хоронили Брежнева. Эту мы делали месяц. Правда, месяц у нас чувствовался, как три месяца, потому что мы в 5 утра начинали, в 11 вечера заканчивали. Если попадались такие объекты, то прям там нас и кормили. Как тут, нас кормили прямо в детском саду, мы никуда не ходили, время не теряли. Поели и сразу за работу. А это фрагмент с церкви, целая стена из мозаики. Мы два года ее делали, а ничего не получили, потому что тогда были купоны. А купоны – это был беспредел».

Беспредел и то, что без внимания властей остались не только творцы, но и их творения. Только в Кишиневе насчитывается порядка 40 мозаик – все они созданы в советский период, и сейчас они пребывают в плачевном состоянии. А заслуженные люди страны, всю жизнь трудившиеся для нее и оставившие свой след в ее истории, прозябают в нищете.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ