Молдаване продолжают покидать страну, а села Молдовы пустеют одно за другим, поскольку люди не чувствуют реальных перемен и не видят обещанных властью «хороших времен». Так, населенный пункт Лазо в Штефанводском районе является одним из сел, находящихся под угрозой исчезновения. В нём проживает всего несколько человек, и те пожилого возраста.
Прогуливаясь по заросшим бурьяном улочкам, наша съемочная группа повстречала Сергея Филипова. Пожилой мужчина пожаловался нам на разрушающееся село и что дома, где когда-то звучал детский смех, теперь совершенно пустые.
СЕРГЕЙ ФИЛИПОВ, житель села Лазо: «Многие уехали за границу, кто-то на заработки. Работы здесь на месте нет. Нехорошо это. Всё хуже и хуже. Все уезжают из страны… вот смотрите, здесь живёт семья, они будут здесь до осени, потом уезжают в Россию,
и уже говорят, что хотят продать дом и остаться там насовсем. Это не выход из ситуации. Я думаю, если бы была здесь на месте у нас работа… народ ведь не ленивый, трудолюбивый».
В своё время село процветало, в нем было 290 домов, и била ключом жизнь, которой теперь, кажется, тут больше никогда не будет, — говорит мужчина.
СЕРГЕЙ ФИЛИПОВ, житель села Лазо: «Обидно! Это было такое село, это райский уголок был. Была природа, тротуары, дороги, люди жили во всех домах, у всех была работа, но пришли такие перемены, что… Ничего, ничего не осталось. Детский сад — это разрушенный дом, а был детский сад. Школа вся разрушилась. В общем, ничего не делается. Тут был колхоз Алава и Лазо, и мы построили там хорошую двухэтажную школу, примэрию, дом культуры».
В завершении разговора наш собеседник рассержено заявил нам, что обещанные хорошие времена совсем не ощущаются.
СЕРГЕЙ ФИЛИПОВ, житель села Лазо: «Не чувствуется, что есть хозяин, который хочет, чтобы у нас было всё хорошо».
Мы пообщались и с другим жителем села. Анатолий Козмин после 20 лет жизни в Лазо решил переехать в город в поисках лучшей жизни. Мужчина часто посещает родительский дом, стены которого рушатся, однако средств на ремонт у него нет.
— Смотрите. Здесь, если дождь, то он заливает и дом, у вас дыра в крыше.
— Всё, всё посыпалось, смотрите, всё рушится. Смотрите, что с этим домом. Я здесь прожил 20 лет.
Однако Анатолий уверяет, что сделает всё возможное, чтобы спасти родной дом. Он планирует уехать за границу на заработки.
АНАТОЛИЙ КОЗМИН, бывший житель села Лазо: «Дом надо спасти в первую очередь. Я сейчас буду работать, буду брать кредиты, поеду на следующий год может в Польшу или Германию. Здесь я посчитал, мне надо 50-100 тысяч леев. Кредит я не могу взять. Проценты…»
Такие сёла-призраки можно найти в нескольких районах страны, где целые населенные пункты остались лишь на карте и в воспоминаниях тех, кто уехал в поисках хорошей жизни далеко от родных мест. За последние пять лет из Молдовы выехали почти 250 тысяч наших граждан. Эти цифры были представлены на двухдневном форуме по миграции молодежи и старению населения. Отметим, что из этих пяти лет более трех пришлись на период, когда страной управляли партия ПДС и Майя Санду.