Больше недели руководство страны оперирует разными цифрами, рассказывая о предполагаемых избирателях, которым якобы заплатили за продажу своих голосов. Чтобы выяснить, сколько таких людей было выявлено на самом деле, мы обратились к министру внутренних дел Адриану Эфросу, но и он также не смог назвать это количество. После заседания правительства глава МВД заявил, что правоохранительные органы расследуют множественные схемы подкупа избирателей. Однако их вину еще предстоит доказать.
На простой вопрос журналистов о том, сколько человек на сегодняшний день были наказаны за продажу своих голосов на выборах, министр внутренних дел Адриан Эфрос так и не смог ничего конкретно ответить.
АДРИАН ЭФРОС, министр внутренних дел
Количество людей меняется изо дня в день, вы могли… посмотреть пресс-конференцию, организованную Генеральным инспекторатом полиции, а затем Генеральной прокуратурой. Мы продолжим проводить такие брифинги и будем обновлять данные, чтобы граждане Республики Молдова знали непосредственно из надежного источника, каков прогресс в этом вопросе.
Однако власти оперируют разными цифрами, когда речь заходит о реальном числе граждан, которым якобы заплатили за их голоса. Хотя репортер “Пятого канала” настаивал, чтобы глава МВД конкретизировал, сколько именно таких людей выявлено, Эфрос принялся ссылаться на счета, открытые для получения социальной помощи, которые не имеют никакого отношения к фальсификации выборов.
АДРИАН ЭФРОС, министр внутренних дел
– И все-таки по спекуляциям, которыми оперируют – Майя Санду говорит о 300 тысячах избирателей, господин Чернэуцану — что их 130 тысяч, прокуратура
утверждает, что обвинения предъявлены только 35 гражданам. Так все-таки, о каком количестве людей идет речь? – Я в прошлый раз ответил на этот вопрос, мы сказали, что есть 130 счетов. На одном счете может быть несколько человек, пользующихся этими финансовыми ресурсами
Как оказалось, цифра в 300 тысяч, о которой неоднократно упоминала Санду, — это количество людей, которые всего лишь получали денежные переводы из России на различные цели, включая зарплаты и переводы от родственников. Позже Санду перестала оперировать этой цифрой, заменив ее на значительное количество. 130 тысяч — именно такое количество счетов было открыто в российском банке «Промсвязьбанк» для социальных выплат. Но нет никаких доказательств того, что это деньги для подкупа голосов. А полиция сейчас «добывает» признания у людей в том, что деньги якобы были заплачены за голос. Между тем генпрокурор заявил, что обвиняются всего 35 человек, вина которых к тому же еще не доказана в суде.
Мы также спросили у министра по поводу интервью, которое было показано общественной компанией Teleradio Moldova с “тётей Раей” – так так называемые журналисты- расследователи назвали женщину, которая сейчас находится под домашним арестом по делу о подкупе избирателей. Мы спросили у Адриана Эфроса, почему правоохранительные органы занимаются манипулированием общественного мнения, в то время как женщина утверждает, что деньги, которые она даже не получила, были прибавкой к пенсии. Но глава МВД, как и следовало ожидать, уклонился от ответа.
АДРИАН ЭФРОС, министр внутренних дел
– В этом интервью хотели представить, что женщину подкупили, однако я видела, что она заявила, что эти деньги были прибавкой к пенсии, а не за голосование и она их даже не получила. Почему полиция манипулирует общественным мнением? – Прибавка или помощь – это когда вы не просите ничего взамен. Когда же вы даете надбавки или предоставляете финансовые ресурсы в различных манипулятивных формах в обмен на голосование, мы не можем говорить ни о какой поддержке.
Если внимательно посмотреть интервью, опубликованное телеканалом Молдова 1, то становится понятно, что женщина, попавшая в поле зрения полиции, не говорит, что получила деньги именно за голосование, хотя всё в репортаже смонтировано таким образом, что кажется, что она признается в том, чего не совершала.