Примэрия муниципия Кишинев должна выделить средства на зарплату персональным социальным помощникам. Так прокомментировал министр труда и социальной защиты Алексей Бузу распространившуюся в СМИ информацию о том, что персональные социальные помощники рискуют остаться без работы, поскольку у столичного муниципия нет средств на оплату их труда.
Министр труда и социальной защиты заявил, что муниципий Кишинев и автономное территориальное образование Гагаузия не были включены в реформу социальной помощи «RESTART», которая предусматривает, что оплата труда социальных помощников будет осуществляться из государственного бюджета.
Как заявил Алексей Бузу, в бюджетах Кишинева и Гагаузии достаточно средств для осуществления выплат персональным помощникам. Таким образом, оплата труда этой категории работников возложена на местные власти.
Однако представители кишиневской примэрии утверждают, что не располагают достаточными финансовыми ресурсами.
АЛЕКСЕЙ БУЗУ, министр труда и социальной защиты: „Мне сложно понять, почему муниципий Кишинев с бюджетом более шести миллиардов леев не может изыскать необходимые ресурсы для более 390 человек. У этих территориальных административных единиц есть финансовые возможности. Есть собственные финансовые ресурсы, которые они могут использовать. В Гагаузии я не видел сообщений, в которых бы говорилось, что им создают какие-либо барьеры”.
В свою очередь, советник генпримара столицы по связям с общественностью заявила нам, что полномочия по социальной сфере, в том числе региональные, были делегированы муниципию Кишинев без выделения финансовых средств для покрытия расходов, возникающих в процессе их реализации.
„Мы намерены положить конец неравенству и дискриминации; примэрия направит парламенту обращение о том, чтобы 50 процентов отчислений столицы в государственный бюджет оставались в муниципии Кишинев. В этой связи будет запущена петиция, в которой мы призовем жителей города поддержать эту инициативу, которая впоследствии воплотится в законопроекте. Кишинев отчисляет в государственный бюджет 23 миллиарда леев, а в муниципальный бюджет возвращается только 2 млрд 800 млн леев, только 13 процентов, плюс трансферы специального назначения,” — заявила Наталья Иксарь для Пятого канала.
До конца прошлого года финансирование социальных услуг, в том числе оплаты труда персональных социальных помощников, находилось в ведении местных органов власти.
С 1 января текущего года данную услугу покрывает государственный бюджет, из которого на эти цели выделено 200 млн леев.
Однако Кишинев и гагаузская автономия не были включены в централизованное финансирование социальных услуг. Всего в стране насчитывается около 7 тысяч 200 персональных ассистентов, зарплата которых составляет 4 тысячи 900 леев в месяц.
Спор между кишиневской примэрией и правительством по поводу финансирования возник после того, как мэр столицы объявил, что придется оптимизировать ряд расходов, в том числе на социальных помощников и на оплату школьных продленных групп из-за того, что правительство урезало бюджет Кишинева.
В ответ Министерство финансов заявило, что в государственном бюджете на 2024 год сумма отчислений в кишиневский бюджет не только не была сокращена, а напротив — увеличена примерно на 39,5 млн леев.
Советники от ПДС в Муниципальном совете Кишинева провели протест у здания примэрии, потребовав от городских властей выделить необходимые средства. В ответ генпримар предложил выдать протестующим по лопате, чтобы они помогли убирать снег в городе.