После двух недель протестов фермеры выехали на своих тракторах с центральной площади Кишинева по домам. При этом они заявили, что протесты не прекращены, а приостановлены, и могут быть продолжены с использованием других форм — в том числе с блокированием дорог и Джурджулештского порта.
Фермеры покинули столичную площадь Великого национального собрания, выстроив свои тракторы в ряд по средней полосе. Ассоциация «Forța Fermierilor» подчеркнула, что акция протеста приостановлена, но не прекращена.
АЛЕКСАНДР СЛУСАРЬ, исполнительный директор Ассоциации «Forța Fermierilor»: «Власть продемонстрировала безразличие. Которому, я думаю, будет дана оценка. Есть и другие европейские методы протеста. Блокирование дорог, блокирование порта. Если нас не услышали в Кишиневе, может быть услышат, если вся страна будет парализована».
По словам фермеров, они покидают столицу, потому что здесь не с кем говорить.
СЕРГЕЙ ШТЕФАНКО, фермер: «В Кишиневе не с кем говорить. Думаю, мы пойдём тем же путём, что и наши коллеги из Польши, Чехии, Румынии. Эти действия уже будут экономическими, и мы будем бить в хозяев Владимира Боли, который является министром агрохолдингов в Республике Молдова, а не сельского хозяйства РМ. В
нормальной стране мы уже сегодня должны были бы с вилами в руках свергнуть это правительство. Но это не наша обязанность и мы не хотим брать на себя ответственность за эти действия. Общество должно дать оценку власти».
Вместе с тем, перед тем как покинуть столицу, утром фермеры обвинили премьер министра Речана в ложных заявлениях.
АЛЕКСАНДР СЛУСАРЬ, исполнительный директор Ассоциации «Forța Fermierilor»: «Он сказал две неправды, две фальшивых информации. Первое — насчёт солярки румынской, он сказал, что эта солярка поступила к фермерам, а она ещё даже не в стране и мы уже год её ждём, и второе, он сказал, что с августа месяца договорился с фермерами, с нами, что мы дадим список предприятий, которые находятся в состоянии банкротства. Это неправда и за четыре месяца от нас никогда не требовали такой список. Это появилось только три дня назад, когда создали так называемую комиссию, и мы эти три дня, несмотря на протест, работали и сегодня утром передали 54 предприятия, это 15% членов нашей ассоциации, которые находятся в предбанкротном состоянии. Мы умеем работать и мы ответственно подходим к любым вопросам, чего желаем и премьер-министру, чтобы он лучше документировался, прежде чем говорить враньё».
ИОН БРЫНЗЭ, фермер: «Я работаю с двумя фирмами, занимающимися расходными материалами. Перед одной долг 1 миллион 192 тысяч леев, из которых я не выплатил ей ни одного бана. Я всю жизнь проработал в сельском хозяйстве, и так получилось, что мы даже не заметили, не осознали, что еще чуть-чуть и станем банкротами».
ВАСИЛЕ МЫРЗЕНКО, исполнительный директор Федерации фермеров: «Они кое-где пытаются нас опорочить, говорят, что мы не платим налоги, неправильно, неэффективно используем субсидии, как будто сами сильно разбираются в экономике. Я считаю, что невооруженным глазом видно, что они понятия не имеют о бизнесе в сельском хозяйстве. Я это говорю вполне серьезно. Тем не менее они позволяют себе оценивать, как мы справляемся со своей работой».
Отправившись домой, фермеры остановились у Министерства сельского хозяйства, где прикрепили ко входу плакаты с надписями «Позор!» и «Отставка!», выкрикивая протестные лозунги.
Мы обратились в правительство за реакцией на заявления фермеров, но пресс секретарь кабинета министров не ответил на отправленное сообщение. 7 декабря премьер-министр Дорин Речан заявил в передаче Cabinetul din Umbră, что правительство не может компенсировать за счет государственных средств ошибки некоторых предпринимателей. «Чтобы было понятно: это не деньги правительства, это деньги граждан». Так прокомментировал протест фермеров премьер-министр. «Уважаемые производители, приходите каждый индивидуально. Модель субсидий на гектар не является хорошей практикой. Это не повышает эффективность. Наша страна не должна субсидировать производство зерна. Давайте направим драгоценные ресурсы на животноводство, переработку фруктов и овощей. Мы лидируем по экспорту сливы и вишни. Субсидии должны быть ориентированы на килограмм продукции, литр молока, производство яиц. Есть производители, которым нужна помощь. Мы будем им целенаправленно помогать», — подчеркнул Речан.
Мы обратились к представителям Министерства сельского хозяйства за комментарием по поводу обвинений со стороны фермеров и требования об отставке министра, но Даниела Туркулец не ответила на отправленное нами сообщение. Ранее она заявила, что «министерство уже объявило, что Комиссия по изучению проблем, о которых говорили фермеры во время протестов в ноябре, начала выявлять причинно-следственную связь этих проблем с региональным контекстом, и предложит меры по их решению».
Ранее, после прозвучавшего на состоявшемся в октябре на Республиканском конгрессе фермеров требования аграриев об отставке министра сельского хозяйства Владимира Боли, он заявил, что власти ищут решения проблем сельхозпроизводителей, но не могут вмешиваться в формирование рыночных цен, и рекомендовал фермерам изменить направление своей деятельности.
На прошлой неделе правительство заявило, что не может выполнить ни одно из требований фермеров. Речь, в частности, идет об установлении моратория на применение штрафных санкций за просрочку платежа и выделении полумиллиарда леев на компенсацию в 2024 году за урожай кукурузы и подсолнечника. Шестого декабря банковское сообщество выразило готовность оказать поддержку клиентам из аграрного сектора, которые взяли кредиты и испытывают трудности с выполнением своих обязательств.
Напомним, фермеры организовали несколько акций протеста в центре города. Четыре дня назад к правительству и парламенту они принесли мешки с соломой, навозом и овощами, однако у здания администрации президента им запретили что-либо оставлять.
Пресс-секретарь кабмина Даниэл Водэ заявил, что власти помогают всем фермерам, а не только членам определенной ассоциации, в том числе путем выплаты субсидий, размер которых в этом году достиг одного миллиарда девятисот миллионов леев, а также возврата НДС и выдачи свидетельств о форс-мажорных обстоятельствах.