Майя Санду назвала обвинения Вероники Драгалин ложью. Но именно президентка несет полную ответственность за то, что реформа юстиции на деле оказалась большим фэйком. К тому же режим PAS еще и хорошо заработал на этой широко разрекламированной диверсии против правосудия. А на фоне скандального разоблачительного письма бывшей главы Прокуратуры по борьбе с коррупцией Вероники Драгалин, личная ответственность Санду за персональное вмешательство в систему юстиции обретает очень чёткие черты статей уголовного кодекса. Кто реальный автор реформы юстиции, кому и за сколько режим Санду-PAS продавал под видом борьбы с коррупцией государственные институты власти, и как теперь пасовцы эту систему используют в своих корыстных интересах, в комментарии нашего обозревателя Ольги Дзятковской.
И, снова, здравствуйте. А как хорошо все начиналось. Своя прокурор, ничего, что по конкурсу в отхожем месте. Деньги заокеанские, причем сколько хочешь. И вывеска такая, красивая, звучная, чтоб убедительно раз и навсегда: «Даешь реформу юстиции! Всех коррумпированных судей за решетку!», «Молдову спасет прокурор из США!».
Звучит? Еще как! И снова, ничего, что реформа-то, на самом деле никакая не борьба с коррумпированными судьями и прокурорами. А настоящая схема по узурпации системы, сделка по продаже государственных интересов в угоду западным глобалистам. Поэтому сейчас, когда президентка Майя Санду заявляет, что ничего к этой грязи не имеет, и никогда не оказывала политического давления на судей или прокуроров, выглядит, как жалкая попытка оправдания.
Но «Аннушка уже разлила масло». Судьба неумолима и местами иронична — именно на реформе юстиции, которую власть использовала как главный лозунг в своей политике, и которая, как оказалось, один сплошной фэйк, режим Санду-PAS и поскользнулся.
Что до бывшей главы Прокуратуры по борьбе с коррупцией Драгалин и ее скандального письма, в котором она только после принудительной отставки обнародовала, что Санду и Речан под видом реформы юстиции и борьбы с коррупцией подминают под себя прокуратуру и суды, а процедура веттинга для того и была задумана, чтобы избавляться от неугодных для власти людей, то она лишь один из винтиков этой выстроенной Санду и ее PAS коррумпированной системы. Просто винтик в определенный момент выкрутили за ненадобностью, тоже, кстати, не без шантажа, и швырнули куда подальше. Но, похоже, таких винтиков, совсем скоро, может посыпаться много и всех под ковер не заметешь. И лично Санду несет личную ответственность за все это. И Драгалин, кстати тоже. Только ноша эта у каждой из них своя.
И сколько бы Санду не клялась, что все сказанное бывшей прокуроркой неправда, и мы, и тем более интернет, все помним.
МАЙЯ САНДУ, президент Республики Молдова
– Я встретилась с несколькими судьями.
— За что вас критиковали?
– И я буду встречаться с ними и дальше.
– Иногда их наказывают за эту инициативу.
Люди должны знать, что дверь в администрацию президента открыта, и я, или мои советники, всегда будем с ними разговаривать, будем их выслушивать и, по мере возможности, защищать от злоупотреблений, которые иногда допускают их начальники, когда судьи просто пытаются выполнять свою работу.
– Судьям стоит проявлять больше ответственности. Особенно сейчас, когда их ожидает процесс проверки, и то, как они ведут себя сегодня, повлияет на оценки, которые они получат в ходе этого процесса.
МАЙЯ САНДУ, президент Республики Молдова
Наивно с их стороны думать, что мы будем беспомощно наблюдать, как они пытаются разрушить эту страну. Потому что не может быть экономики без правосудия, невозможно развивать страну, если нет уверенности, что законы соблюдаются и есть кто-то, кто наказывает тех, кто их нарушает.
– Мы не хотим, чтобы они заблокировали процесс вступления в Европейский союз.
МАЙЯ САНДУ, президент
Я никогда не вмешивалась и никогда не давала распоряжений, какое решение должно быть принято по тому или иному делу. Так что все эти обвинения в политическом вмешательстве ложны. Ни я, никто- либо другой во власти, не требовал, чтобы судьи приняли то или иное решение.
Это последнее заявление Санду сделала в эфире Vocea Basarabiei еще в марте 2023 года. Задолго до разоблачения преступного финансирования ее режима со стороны западных лоббистов, которые щедро спонсировали и саму Vocea Basarabiei из тех же источников. Но ее оправдания не случайны. Именно тогда уже вовсю раскручивался маховик комиссии по веттингу, через решето которой власть усердно принялась отсеивать неугодных судей и прокуроров. Сродни настоящему чистилищу. Одних в рай, других в ад. Одних допрашивают с пристрастием часами, заглядывают в нижнее белье даже папам и мамам, другие отделываются парочкой вопросов ни о чем и допускаются в систему. Тогда же в среде судей и прокуроров пошел слушок, что это настоящая люстрация по политическим мотивам, а оставшихся в системе заставляют принимать незаконные решения, особенно в отношении оппозиции.
Тот факт, что письмо Драгалин, адресованное судье Высшей судебной палаты Марианне Урсаки, которая входила в состав коллегии, той самой, что в августе 2023 года отменила 21 решение комиссии преветтинга, а впоследствии, как предполагает Драгалин, была уволена Высшим советом магистратуры по политическим мотивам и указанию сверху, было зачитано вслух на заседании того же ВСМ, говорит сам за себя.
ВЕРОНИКА ДРАГАЛИН, экс-глава Прокуратуры по борьбе с коррупцией
«В июле 2023 года я узнала от разных источников, что политики используют моё имя, чтобы шантажировать судей Высшей судебной палаты, что я якобы возбужу дела против судей, которые будут выносить положительные решения в отношении тех, кто оспаривает веттинг».
ВЕРОНИКА ДРАГАЛИН, экс-глава Прокуратуры по борьбе с коррупцией
«В 2024 году ко мне обращались премьер-министр Дорин Речан и президент Майя Санду в связи с процедурой веттинга прокуроров Прокуратуры по борьбе с коррупцией. Оба запросили списки прокуроров, которые, как я считаю, неподкупны и которым, на мой взгляд, следует посодействовать в прохождении веттинга».
То есть, Драгалин прямо говорит, что есть списки прокуроров, которые должны пройти веттинг. И неважно, коррумпированный это прокурор или нет, главное лояльный. А сам факт составления таких списков на утверждение президенту — это что? Не коррупция? Не вмешательство? Это даже не косвенное, а прямое вмешательство и политическое давление, получение выгоды из влияния. Все перечисленные преступления не имеют срока давности.
Мало того, Драгалин в том же письме пишет, что Санду ее вызвала по сути на ковер. И, внимание, отчитала за то, что прокуратура не вмешалась в процесс президентских выборов, потом Драгалин было заявлено, что она представляет угрозу безопасности страны. После чего, Санду потребовала отставки Вероники Драгалин, пригрозив в случае отказа добиться таковой «иными инструментами».
Иными инструментами и добились — банальным шантажом. К Драгалин много вопросов, но мы уже говорили, что она была удобным винтиком, избранным тем же режимом в нарушение закона. Главный вопрос к Санду. Представьте только, президент вызывает к себе главного прокурора по борьбе с коррупцией и отчитывает за то, что та так и не нашла доказательств подкупа 300 тысяч голосов избирателей, об этом ведь по всей видимости шла речь, о которых еще до окончательного подсчета голосов Санду громко заявила на всю округу. До сих пор ищут. Или может речь шла о подкупе избирателей, голосовавших за Евгению Гуцул? Доказательств ведь тоже и по ныне нет.
Может все потому, что не было никаких подкупов, тем более в таком масштабе? И это еще один очередной большой фэйк режима Санду-PAS? Но проигрыш внутри Молдовы, Санду простить не может. Нужна новая угроза, чтобы оставаться у власти и ее нашли. Борьба с политической коррупцией. А как быть с теми же тысячами голосов в пользу Санду, которые, как ниоткуда, при низкой явке на избирательных участках за рубежом, вдруг возникли на последней стометровке подсчета голосов? При том, что в России было открыто всего два и в одном здании — посольстве. С этим разобраться не надо? Это не есть политическая коррупция? А ведь это звенья одной большой мошеннической цепи по узурпации власти. Вы даже не представляете, как щедро эта цель оплачивается, которая в случае с режимом Санду-PAS, оправдывает средства.
Кстати, обратите внимание еще на один характерный штрих — на сдержанную реакцию аппарата президента на обвинения Драгалин. Там лишь заявили, что «вызывает сожаление тот факт, что бывший главный прокурор выдвигает ложные обвинения о своих беседах с президентом страны». И что Санду даже в суд не подаст? За меньшее бывало! То-то и оно. Почему так — догадаться не сложно. Так и на себя самого можно выйти и без прокуроров. Еще вспомнился важный момент из серии «невмешательства» Санду в систему юстиции.
Аккурат перед президентскими выборами Санду, напрямую нарушила закон, уволив 6 неугодных судей своим указом. Тогда в комментарии для Canal 5 судья Родика Бердило заявила, что это ничто иное, как политическое увольнение, а у президента нет никаких полномочий на такие решения.
Административный указ не может быть выпущен на основании другого оспариваемого указа, это раз. И два, президент страны вот уже более двух лет не имеет полномочий увольнять судей. Это в компетенции ВСМ. И это политическое решение. Случайно или нет, но прямо перед выборами очищается в кавычках система юстиции.
А это уже 2025 год. Санду комментирует политические дела, заведенные на представителей оппозиции, в том числе на Башкана Гагаузии Евгению Гуцул. По сути, угрожает расправой, несмотря на отсутствие доказательной базы по каждому делу против неугодных. Дескать, так будет с каждым. Совсем нет, это не вмешательство, никакого прямого указания судьям и прокурорам
РУМ МАЙЯ САНДУ, президент Республики Молдова
Это также послание всем тем, кто работал или работает на Шора. Они должны понимать, что наказание будет неминуемо, и что в лучшем случае им придется какое-то время быть подальше от Молдовы, потому что им все равно придется отвечать, а в худшем — отпрАвиться в тюрьму, и это должно заставить дважды подумать всех, кто позволяет преступной группировке Шора использовать себя в действиях против государства Республика Молдова.
Юрист Павел Мидриган в комментарии для Canal 5 подтвердил обвинения в адрес Санду, прозвучавшие со стороны Драгалин, подчеркнув, что захват судебной системы — это хорошо спланированная акция сети Сороса.
СНХ М РУС: ПАВЕЛ МИДРИГАН, юрист
Президент хотела руками прокуратуры задавить оппозицию, чтобы удержаться у власти.
Вот эти все мнимые так называемые реформы, веттинги в том числе, это входит в единые цели — контролировать полностью, свой-чужой, свой-чужой. Ну и второе, конечно, закрывать все, что можно — масс-медиа, людей, которые не имеют возможность высказать свое мнение, право на свободное выражение. Это своего рода не только узурпация, но и диктат в обществе.
Такая конфигурация Высшего совета магистратуры — неправильная. И я как бывший судья вам скажу, там должны быть только судьи. Так называемое гражданское общество, которые понятия не имеют, это общественные организации, не хочу их по фамилии называть, которые там очень голосистые, это всё линия Сороса, через гражданское общество зайти в государственные структуры и руководить ими. И с самого начала был задуман захват Высшего совета магистратуры.
Как выразился Мидриган, все к чему привела так называемая реформа юстиции, это настоящая катастрофа. Но подноготная этой имитации реформы еще более ужасающая — по цинизму и масштабу.
Ранее наш телеканал провел расследование в рамках проекта «За скобками» и выяснил, кто реально является автором и спонсором реформы юстиции в Молдове. Через ключевые НПО, в том числе спонсируемые фондом Сороса, и USAID миллионы долларов шли в Центр юридических ресурсов Молдовы, Институт европейских реформ, которые продвигали нужные законы. Еще одно НПО, в этой схеме — Transparency International Moldova, лоббировало так называемые антикоррупционные законы, но фактически заменяло их выгодными власти решениями. Теперь представители этой сети внедрены в систему юстиции. Они же сидят в высшем совете магистратуры и в высшем совете прокуроров. Таким образом режим Санду-PAS практически построил послушный механизм, принимающий правильные для власти решения. Но за эти ниточки дергали не в Кишиневе, а в Вашингтоне через подставные фирмы-прокладки в Молдове. Например, через фирму DEXIS INTERACTIVE INCORPORATED, которая оказалась филиалом Dexis Consulting Group, основным клиентом и заказчиком которой являлось USAID. Но это цветочки, по сравнению с тем, что нам удалось еще раскопать.
Зарегистрированная в Кишиневе — ничто иное, как филиал той же Dexis Consulting Group, в которой до недавних пор трудилась Трис. И которая была переведена в молдавский филиал после того, как с грохотом провалилась такая же реформа юстиции в Албании. А затем в Украине.
И вот, что мы обнаружили в разделе «Сотрудничество» — USAID заказало разработать проект-программу для Молдовы под интересным названием: «Эффективное правосудие и модельный суд».
Первый целевой заказ проекта под номером 1 был получен в 2021 году. Затем продлен на 2024 год – внимание!!! — из-за успешного внедрения реформы юстиции в Молдове. А недавно Dexis Consulting Group продлила планирование проекта по внедрению «эффективного правосудия» в нашей стране до 2027 года включительно, платить за все это должен был USAID.
Здесь в отчете говорится о том, что в период с 2022 по 2023 год Dexis успешно выполнила задание — оказала поддержку по созданию секретариата по предварительному отбору кандидатов комиссиями веттинга и преветтинга, предоставила прямую помощь правительству Молдовы по реформированию системы правосудия, а также –– создала и поддерживала секретариат для проверки добросовестности кандидатов в судебные и прокурорские органы управления — Высший совет магистратуры (ВСМ) и Высший совет прокуроров (ВСП), а также их коллегии. Вы не ослышались – именно DEXIS автор реформы, которую в Молдове не критиковал разве что ленивый. В 2024 году Dexis завершила с не плохой прибылью — три четверти общей стоимости ее контрактов составили 1 миллиард долларов, часть которых за счет разрушения системы юстиции в Молдове.
Но вернемся к Эн Трис, которая видимо являлась смотрящим координатором денежных потоков USAID в молдавском подразделении группы DEXIS. Теперь посмотрите на эти фото. Знакомые все лица.
Национальный институт юстиции Молдовы, INJ, финансируемый USAID, в сентябре прошлого года подписал Декларацию о сотрудничестве с Dexis Consulting Group, (на этот раз обошлись без молдавской прокладки — офиса на Каля Ешилор. На совместном фото – врио директора института Адриан Чербу и Энн М. Трис, она была представлена как директор по проектам Dexis Consulting Group.
А вот президентка Майя Санду и министр юстиции Михайлов- Морару рядом с Энн Трис в том же Национальном институте юстиции Молдовы, INJ, вместе с бывшим послом США в Молдове, который гордо объявил о выделении денег USAID на реформу юстиции.
Наталья Вылку, второй администратор кишиневского филиала вашингтонской Dexis Consulting Group, в социальной сети у себя на странице практически не дает никакой информации о своей деятельности. Зато она активно выступает для западной аудитории в качестве чуть ли не главного проводника реформы правосудия в нашей стране. В одном из таких интервью Вылку подтверждает, что в рамках проекта встречи представителей власти с судьями проходили чуть ли за чашечкой кофе, и это, дескать необходимо, чтобы в глазах общественности повысить уровень восприятия представителей Фемиды.
НАТАЛЬЯ ВЫЛКУ, руководитель группы Dexis по инициативе USAID «Модельный суд» в Молдове
«Мы сотрудничаем с участвующими судами, проводя многочисленные мероприятия для общественности, в том числе неформальные встречи «кофе с судьей». Представители государственной администрации и другие люди посещали эти встречи, чтобы лучше понять роль и порядок работы судьи и задать вопросы».
А теперь попробуйте сами ответить на вопрос — инициаторы таких неформальных встреч с судьями «за чашечкой кофе» не знали, что по Конституции
Молдовы ветви власти в нашей стране разделены и судебная власть независима! Иначе как попытками контролировать юстицию все это не оценить. Ведь не о погоде же они говорили! Только на создание секретариата веттинговой комиссии USAID выделило 2,3 миллиона долларов (более 43 миллионов леев).
Мало того, было выделено еще 3 млн 775 тысяч долларов, или 70,8 млн леев, в 2023 году, на процесс предварительной проверки судей в Молдове.
Хотите знать, как выстроенная система работает на практике? Обратите внимание на недавний громкий процесс по аресту Евгении Гуцул. Как легким движением руки власти направили в Апелляционную палату нужных, правильных, судей и гарантировали тем самым желаемый вердикт. Об этом говорил и адвокат Башкана.
СНХ: СЕРГЕЙ МОРАРУ, адвокат
Еще вопросы есть? И напоследок. Рассекреченные документы подтвердили, агентство USAID выделило около 22 млн 300 тысяч долларов на так называемую поддержку политических процессов в Молдове. И кому вы думаете пошли эти деньги? Эти средства были направлены в том числе на проект под громким названием — «Консорциум по укреплению избирательного и политического процесса», который был запущен в Молдове буквально через несколько месяцев после создания PAS. О том, что самые большие выплаты из-за рубежа поступали в Молдову аккурат во время предвыборных кампаний и использовались PAS, говорили уже многие. На вопрос журналиста CANAL5 и Санду, и министр юстиции Вероника Михайлов-Морару заявили, что не видят здесь предмета для расследования. Хоть финансирование партий и запрещено из-за рубежа. Так что при этой власти мы его точно не дождемся. Тем более что все в PAS как один – как мантру вторят президентше. Следующий пример даже по скандальному письму Драгалин– в подтверждение.
ДОРИАН ИСТРАТИЙ, депутат PAS
«Я ознакомился и с официальной позицией, выраженной администрацией президента, и которая подтверждает это — то, что было сказано публично, является ложью. Мы, депутаты, а также президент и правительство, хотели очистки всей системы юстиции, прокуроров, судей. Но этого не произошло». Это фейк. Думаю, что письмо было обнародовано только для того, чтобы оставаться в публичном пространстве».
Как говорится, здесь комментировать, только портить. На этом пока все. Увидимся.