Судьи столичной Апелляционной палаты отклонили ходатайство адвокатов Башкана Гагаузии Евгении Гуцул об отмене предварительного ареста на 20 суток. Адвокат главы автономии Сергей Морару раскритиковал это решение, отметив его предсказуемость в связи с тем, что двое судей были временно делегированы в Апелляционную палату, что, по его мнению, не является случайностью. Более того, Морару считает, что эти судьи были назначены для принятия политически мотивированных решений, а не юридических.
Коллеги Евгении Гуцул также раскритиковали вердикт, который, по их мнению, в очередной раз доказывает отсутствие свободы и справедливости в молдавской судебной системе. На заседании в среду Башкан участвовала в онлайн-формате, причина этого неизвестна.
Судьи столичной Апелляционной палаты отклонили ходатайство адвокатов об освобождении Евгении Гуцул по итогам закрытого заседания, которое длилось почти пять часов. Защитник Башкана Сергей Морару считает вердикт несправедливым, поскольку суд не учел повторно указанные ошибки, допущенные в предыдущем постановлении, которое, по его мнению, является спорным и содержит ошибки как со стороны прокурора, так и со стороны суда. По мнению Морару, нет никаких оснований для применения меры пресечения.
СЕРГЕЙ МОРАРУ, адвокат
Решение суда было предсказуемым, и вот почему: двое судей были временно делегированы в Апелляционную палату. Решение, которое не устраивает правительство, автоматически отправляет их обратно на прежние должности. Один из судей недавно прошел проверку, что не случайно, учитывая, что другие судьи, работавшие ранее, ее не прошли. Это говорит о том, что их назначили для принятия политически мотивированных решений, а не юридических. Мы поднимали этот вопрос. Республика Молдова уже была осуждена в ЕСПЧ, и эти трое судей, запомните их имена, будут фигурировать в будущих решениях ЕСПЧ против Молдовы за сохранение незаконного ареста.
Коллеги Евгении Гуцул заявили, что это решение является еще одним подтверждением того, что судебная система Республики Молдова находится под контролем правящей PAS.
ВАСИЛЕ БОЛЯ, председатель парламентской группы «Победа»
Учитывая статус Евгении Гуцул, как государственного чиновника, Башкана Гагаузии и матери двух малолетних детей, я не вижу никакой необходимости в ее аресте. Если прокуроры боятся, что мать двоих детей может покинуть страну, оставив их без своей заботы, то существуют другие меры пресечения.
Но, исходя из того, что мы видим, прокурор действует по политическим мотивам, чтобы продемонстрировать жесткость режима. Я убежден: эти решения прокурора спровоцируют обратный эффект – недовольство людей. Мы уже видим, что происходит в Гагаузии, где идут протесты.
МИХАИЛ ВЛАХ, гражданский активист
Сегодняшнее решение судей еще раз показывает, что нет никакой свободы юстиции, показывает, что Башкан Гагаузии стала заложником и ее обещания перед гражданами Гагаузии, которые она давала чуть больше года назад, сегодняшний арест показывает, что критика со стороны Башкана в адрес центральной власти, где Башкан защищала интересы гагаузского народа являясь членом правительства, не получив должного уважения со стороны центральной власти, не получив конституционного права быть членом правительства — это говорит все о том, что сегодня Молдова захваченное полицейское государство, к великому сожалению об этом говорю.
Как и на предыдущих заседаниях, поддержать Евгению Гуцул и потребовать ее освобождения пришло множество сторонников Башкана и ее коллег. Были и полицейские, но их было меньше, вероятно, потому что Гуцул участвовала в заседании в режиме онлайн.
АЛЕКСАНДР СУХОДОЛЬСКИЙ, депутат парламентской группы «Победа»
Судьба Евгения Гуцул, её судьба разделена со многими, с большинством жителей нашей страны. Потому что все прекрасно понимают, если Евгению Александровну будут и дальше незаконно удерживать в тюрьме, то единственный луч надежды в нашем государстве на правосудие погаснет. Мы ни на кого не давим. Мы своим присутствием поддерживаем Евгению Александровну в первую очередь. И мы своим присутствием высказываем надежду на справедливое решение суда.
Среди присутствующих были муж и сестра Евгении Гуцул.
АРТЕМ ГУЦУЛ, муж башкана Гагаузии, Евгении Гуцул
Я хочу сказать своей супруге, что я очень сильно ее люблю. Ее дома ждут дети. Дети очень переживают, особенно маленький ребенок. Ему еще нет трех лет, но он чувствует, что ее нету рядом. Мы его успокаиваем, но мама есть мама. Мама должна быть дома с семьей. Что я могу сказать властям, у которых нет семьи, у которых нету родных и близких, у которых даже коллег и друзей нету. Сегодня они судят настоящих людей, настоящих политиков, настоящих патриотов. Эту шайку желтую, они завтра, максимум послезавтра улетят. Никто их даже провожать не будет. За все они ответят. Это я знаю сто процентов. За все они ответят. Перед народом и перед Молдовой.
АЛЁНА БУЮКЛЫ, сестра башкана Гагаузии, Евгении Гуцул
Конечно, мы переживаем, но держимся! Мы будем до последнего, как семья, наши друзья, мы все поддерживаем Евгению и очень хотим, чтобы это поскорее закончилось!
Евгения она такой человек – очень сильный и душой, и характером! У нее, действительно, гагаузский характер! У нее все будет хорошо и мы очень скоро увидим ее на своем рабочем месте.
Поддержать Евгению Гуцул приехали люди как из Кишинева, так и из Гагаузии. Собравшиеся говорят, что высоко ценят работу Башкана и уверены в незаконном задержании и политических мотивах ее ареста. Граждане требуют освобождения Евгении Гуцул.
Я просто пришла защитить маму двоих детей, маленького ребёночка, закрыли её. Это незаконно. Это бесправие. Это моё мнение. Нельзя так обращаться, приравнять людей прямо ниже плинтуса. Мы же всё-таки люди. Она мама. Мама маленького ребёночка. Её закрыли. С кем детятка? Вы понимаете? Я мама. Я мама. Я бабушка. Я прабабушка. Мне жалко всех детей. И мамочку жалко. Ну это несправедливо. Я считаю, что это неправильно.
Во-первых, это нацистский уже режим, вы сами видите. Раз уже судят таких людей, которые занимают государственные посты, то это уже нацизм, переходящий в фашизм. И я не удивлюсь, если вместо тюрем скоро не начнут строить контракционные лагера здесь, в Молдове. Так что, действительно, как говорят ораторы, что начали с верхушки, потом дойдут до низов. Точно как в фашистской Германии 1939-1940 годах, вот те же самые действия.
Они начали этот беспредел с Евгенией Гуцул вы же видите, завтра придут к нам домой, к любому, и также посадят, если ты думаешь иначе как Санду, как ПАС, поэтому мы все также за клеткой, за забором, в тюрьме, как и Гуцул на данный момент. Скажу одно — свободу Гуцул. У нее двое деток. Ну как можно было посадить девочку?
Она не заслуживает, потому что она работает на свой народ. Её избрали полностью. То есть никакой фальсификации не было Больше 60 процентов, я цифры точно не знаю проголосовали за Евгению Гуцул сразу, в первом туре. Значит, ей доверил народ.
Люди требуют, чтобы Евгению Гуцул освободили, чтобы она могла продОлжить проекты, начатые на посту Башкана
Но сколько могут держать человека, который за справедливость борется, за народ свой, за Молдован, за Молдову. Ее держат под арестом. Тем более в такой тюрьме, как я слышала в тринадцатой. В самой плохой тюрьме, в самые плохие условия. У нее двое детей дома, семья. Она, бедная, старается для нас, сама молоденькая. Для нас, для народа, для бедных людей, короче. Но невозможно ее держать дальше в тюрьме.
На мой взгляд — это политический заказ. Это обыкновенный политзаказ, который люди не могут просто так мимо пройти. Хочу сказать в поддержку, чтобы она как можно быстрее была освобождена из под судебного преследования и вступила в свои обязанности Башкана Гагаузии.
Башкан Гагаузии Евгения Гуцул была арестована на 20 суток 28-ого марта судом столичного сектора Чеканы по делу о нарушениях в управлении избирательными фондами, незаконном финансировании и подделкой деклараций. Евгения Гуцул заявляет о своей невиновности и утверждает, что это дело — политический заказ. Ее адвокат Сергей Морару ранее заявлял, что на прокуроров и судей оказывается давление, что нет никаких доказательств, подтверждающих эти обвинения.
При этом защитник подчеркивает: Гуцул никак не причастна к сбору подписей и средств для выборов 2023 года.