Цензура в интернете, штрафы за высказывание собственного мнения вплоть до обвинений в работе на чужое государство — весь этот репрессивный аппарат, который правящий режим Санду-PAS пытается внедрить перед парламентскими выборами против всех несогласных, придуман в Брюсселе. О том, как Санду хочет отнять последнее у граждан Молдовы — свободу слова, и с кого она берет пример в построении настоящего полицейского государства, в комментарии Ольги Дзятковской.
И, снова, здравствуйте. На дворе весна, а у режима Санду-PAS, прям, осенняя уборочная страда началась. Под политические пассовские грабли гребут всех — оппозиционных депутатов осуждают на длительные сроки, ужесточают избирательное право в отношении политических партий, планируют в кратчайшие сроки ввести цензуру в интернете, всех граждан без разбора штрафовать за так называемую «дезинформацию», а по сути, за высказывание собственного мнения и свободу слова в онлайн-среде. Соответствующая поправка в Кодекс о правонарушениях уже была зарегистрирована 17 марта в парламенте депутатами PAS. Она просто дополнила те поправки к законопроекту, которые уже были приняты в первом чтении пассловцами еще в 2024 году якобы для борьбы с политической коррупцией, особенно на выборах. Но им оказалось этого мало.
Теперь, под понятие «дезинформация», надо полагать попадет все, что противоречит линии партии власти. Но и это еще не все. Из проекта следует, что мнение любого из вас, может быть расценено, как намеренная попытка повлиять на результаты голосования на выборах – внимание — в интересах вражеских государств. А это уже тянет на уголовную статью, одну из самых тяжких в Молдове, угроза нацбезопасности или берите больше — измена Родине. Ну. В общем, дожили. Это не просто хорошие, а умопомрачительные времена.
Вот он, этот замечательный во всех смыслах «демократичный» такой законопроект. Предлагается ввести штрафы за «дезинформацию» в интернете от 2 500 до 20 000 леев.
ТГ-канал SPPOT опубликовал и список депутатов, подписавшихся под этой инициативой. Автор поправок — депутат PAS Игорь Кирияк, среди подписантов Вероника Рошка, глава комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету, Дориан Истрати, а вот и борцы со всем советским прошлым, которое их очень травмировало, судя по их последним заявлениям, — Евгений Синкевич и Наталья Давидович. Они же, инициаторы уже оскандалившегося проекта закона по открытию в Молдове канала Молдова 3 для русскоязычной аудитории в предвыборных целях, и который будет напрямую подконтролен президентке Майе Санду, о чем та открыто дала понять в своем подкасте с низким рейтингом просмотров. Теперь вот, рейтинг правящей партии решили повысить за счет репрессий всех и вся.
Самое интересное, что само понятие «дезинформация» в проекте трактуется очень пространно. Другими словами, непонятно, что конкретно власть собирается понимать под дезинформацией. А еще там есть такое интересное понятие, как «публичный ущерб демократическим процессам». Под него так и вовсе можно всю Молдову подтянуть за уши. Критикует фермер, например, в том же Фэйсбуке, на ютуб-канале, тик-токе или на акции протеста Минсельхоз за то, что правительство так и не выплатило долги по субсидиям и довело аграриев до банкротства — «наносишь ущерб», «публичный», «демократическим процессам», которые PAS запустила на пути евроинтеграции.
Или, какой-нибудь пенсионер в интервью оппозиционному каналу заявил, что пенсия у него маленькая и ему есть нечего — снова наносишь ущерб демократическому имиджу правящего режима. А он ведь, режим, на самом-то деле «хороший», все делает, чтобы наши пенсионеры, инвалиды, врачи и педагоги, жили хорошо. И живут ведь, вы, что, разве не видите? Не демократично рассуждаете, гражданин, пенсионер. Нам с вами не по пути.
Абсурд? Мало того, так еще и с серьезными последствиями. Кто будет определять, что такое вообще «демократический процесс», «публичный ущерб», кто будет фиксировать сам факт этого ущерба и измерять его масштаб? Вы не поверите, но даже Центр независимой журналистики обеспокоился.
При всей любви к Санду и ее партии, к команде которой имеет непосредственное отношение и который кстати за все четыре года ни разу не провел ни одного расследования по коррупции в верхушке режима Санду-PAS, пишет, вот, со ссылкой на ранние заключения Венецианской комиссии. что, дескать, новая инициатива депутатов PAS, ничто иное, как «вмешательство в свободу выражения мнения», а этому нет места в «демократическом обществе». Когда закрывали оппозиционные телеканалы под надуманным предлогом — «за пропаганду через молчание», эта контора молчала в угоду пропаганде нарративов власти PAS. И плевать было «независимым журналистам» на мнение ВК на беззакония режима. А тут вдруг, прозрение.
ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ЦЕНТРА НЕЗАВИСИМОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
— Ответственность за нарушение правил за дезинформацию в Интернете. Что именно влечет за собой недавняя поправка? — ЦНЖ
В заключении Венецианской комиссии, в котором рассматривалось положение проекта поправки к Уголовному кодексу Турции, аналогичное тому, которое недавно было предложено молдавскими депутатами, комиссия пришла к выводу, что «вмешательство в свободу выражения мнения, которое это положение вызвало бы, в случае его принятия, не было бы необходимым в демократическом обществе, соразмерно законным целям предотвращения беспорядков и защиты национальной безопасности, здоровья населения и прав других лиц». Комиссия также выразила особую обеспокоенность возможными последствиями такого положения, включая сдерживающий эффект и усиление самоцензуры, «особенно в контексте выборов в июне 2023 года», и рекомендовала турецким властям не принимать поправку.
Ну, если от диктаторской прыти Санду и ее партии в построении чисто полицейского государства в шоке даже глава НПО Watchdog, Валерий Паша, который в первых рядах борцов с так называемой дезинформацией и гибридными атаками, (в голове у режима), тут уж только руки разводим.
ВАЛЕРИЙ ПАША, глава Watchdog
Уважаемое правление PAS, пожалуйста, не делайте ничего, чтобы помочь нам бороться с дезинформацией. Вы только запутываете нас.
Какая-то палата номер 6 на выгуле. А конкурс на самого умного и ловкого называется — угадай-ка, кто, с кем, когда, мы боролись, я и трактор. Более того, под шумок еще и СИБ хотят подключить к процессу, расширить полномочия до того, чтобы можно было граждан прослушивать без суда и следствия, а потом стучать куда надо и вешать обвинения. И они же еще что-то про КГБ говорят. Но цензура на свободу слова этими поправками не ограничивается. На днях telegraph.md, писал, что одним из ключевых изменений в Кодексе аудиовизуальных медиауслуг, которые вводит PAS, это расширение определения «платформы обмена видеоматериалами». В него включили влоги и видеоподкасты, размещенные на таких платформах, как YouTube, TikTok, Facebook и других аналогичных сервисах.
Это означает, что власти смогут вводить ограничения и санкции в отношении создателей контента. Также вводится понятие «незаконного контента», определяя его как любой материал, не соответствующий законодательству страны. Вводится и такое понятие, как «доверенный осведомитель» — человек, который получит право напрямую сообщать платформам о любом контенте, который он посчитает незаконным.
А, что, почему бы не изгаляться и дальше над демократическими свободами в самой демократичной стране мира. Тем более, как заявила недавно глава Совета по телевидению и радио Лилиана Вицу-Ешану, деятельность всяких-там влогеров и авторов видеоподкастов должна регулироваться, учитывая — внимание — что их аудитория уже превысила аудиторию телевизионных каналов, а политики все чаще используют интернет для продвижения своих идей и кампаний! Вот она главная причина, в большой аудитории и не у провластных СМИ!
Во, как! Значит нужно этой аудитории и каналам закрыть краник окончательно. Пассовцы даже не подумали, что эта цензура и запреты приведут к тому, что в соцсетях не будет вообще рекламы, за счет которой живет и молдавский сегмент. Какая-никакая она все же есть и у тех же провластных СМИ в соцсетях. Ну, резать сук, на котором сидят, не впервой для деятелей режима Санду-PAS. Они ведь сначала делают, а потом тем же местом думают. Политический аналитик Дмитрий Чубашенко в своем ТГ-канале назвал режим
Санду-PAS обезумевшим, но этому безумству, по его мнению, положит конец только одно.
ДМИТРИЙ ЧУБАШЕНКО, политический аналитик
Предлагая ввести цензуру в области информации онлайн, режим PAS-Санду идет в русле самых одиозных режимов ЕС, которые подверг критике за нарушение демократии и свободы вице-президент США Вэнс. Рано или поздно администрация Трампа снесет всех европейских политиков, которые будут вставлять ей палки в колеса. Санду входит в число врагов Трампа в Европе. Американцы ее тоже снесут. Обезумевшие кишиневские власти вообще не понимают, что происходит. Они думают, что европейцы им помогут. Европейцы даже себе не помогут, не говоря уже о том, чтобы поддержать каких-то своих бессарабских шавок.
Политолог Валерий Осталеп любопытствует — как так получается, что законы PAS противоречат законам ЕС. Но это почему-то совсем не беспокоит сам ЕС.
Г-н Осталеп законы режима Санду-PAS не так уж и противоречат цензуре, которая уже вводится в странах ЕС в онлайн-пространстве. Если вы думаете, что цензура в интернете и штрафы за высказывание собственного мнения, это задумка Санду и ее партии. Отнюдь. У Санду есть хорошая советчица и помощница в построении «светлого демократического будущего» для граждан Молдовы — глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которую в самом ЕС называют главным жандармом сообщества.
Еще до выборов в Европарламент, в мае 2024 года фон дер Ляйен, выступая на Демократическом саммите в Копенгагене, заявила, что дезинформация — это как вирус, от которого нужно общества прививать через цензуру. Вот такая испытательница, в лаборатории которой люди воспринимаются, как подопытные крысы.
УРСУЛА ФОН ДЕР ЛЯЙЕН, глава ЕК, 15 мая, 2024 г.
«Профилактика предпочтительнее лечения. Например, если представить манипуляции информацией как вирус: вместо того чтобы лечить инфекцию, когда она уже распространилась, гораздо лучше вакцинироваться, чтобы организм был привит. Предупреждение — это тот же подход. Поскольку дезинформация зависит от тех людей, которые передают ее другим, важно, чтобы все знали, в чем заключается влияние вредоносной информации и какие методы за ней стоят. И с ростом таких знаний снижаются и наши шансы попасть под это влияние. А это повышает устойчивость общества, которая нам так необходима».
А дальше Урсула фон дер Ляйен рассказала, как Еврокомиссия во главе с ней намерена лечить инакомыслие в европейских странах.
УРСУЛА ФОН ДЕР ЛЯЙЕН, глава ЕК, 15 мая, 2024 г.
Второй элемент касается лечения, мы уже достигли прогресса с DSA — законом о цифровых услугах. Поэтому, как только мы обнаружили вредоносную информацию или пропаганду, мы должны обеспечить ее быстрое удаление и блокировку, и это роль онлайн платформы, теперь у них есть набор обязанностей в этом отношении. Мы должны быть очень бдительными и бескомпромиссными, когда дело доходит до обеспечения того, чтобы это должным образом соблюдалось. Это не просто моральная ответственность платформы. Это европейский закон, который должен соблюдаться.
Сразу же после переизбрания фон дер Ляйен заявила о создании «Европейского щита демократии» для противодействия дезинформации. Это зафиксировано и в ее политической программе правления до 2029 года. Там она предлагает создать и механизм «повышения осведомленности населения», через развитие практики маркировки и удаления информации, которая, по мнению государственных органов власти, вводит в заблуждение и манипулирует населением. То есть все это один в один совпадает с тем, что творит режим Санду-PAS в Молдове. Как там Урсула прожестикулировала —«это не просто моральная ответственность платформы».
И, как вы считаете, если глава ЕК не видит никаких моральных и юридических последствий от вводимых ограничений свободы слова, фундаментальных прав человека на выражение собственного мнения, она будет заморачиваться вопросами морали, прикрывая те же антидемократичные методы борьбы с инакомыслием со стороны удобного для ее партии войны режима Санду? Конечно, нет. Вопрос в другом — насколько далеко они зайдут? На этом пока все. Увидимся.