Министерство иностранных дел Молдовы официально отказалось от нейтралитета нашей страны, хотя он закреплен в Конституции. Об этом в своем Telegram-канале написала депутат парламентской группы «Победа» Марина Таубер, указывая на решение Центризбиркома, в котором приводится заявление МИД о том, что нейтралитет, хотя и прописан в Конституции, не закреплен международными институтами, и в Гааге не подписан. Как отмечает Таубер, это еще одно подтверждение того, что министерство действует в интересах Запада, а не молдавских граждан.
Комментируя решение ЦИК по поводу запроса о регистрации инициативной группы в поддержку проведения республиканского консультативного референдума, в котором МИД проинформировал, что Республика Молдова не является стороной, подписавшей Гаагскую конвенцию о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и Гаагскую конвенцию о правах и обязанностях нейтральных держав в случае войны на море, Марина Таубер заявила, что тем самым молдавский МИД официально отказался от нейтралитета Молдовы, хотя он закреплен в основополагающем документе страны как конституционная норма.
«В официальном обосновании ведомство утверждает, что нейтралитет угрожает обороноспособности страны и международным отношениям. Читаем между строк: наши западные хозяева будут недовольны, если мы не захотим самоуничтожиться в огне развязанной ими войны. Еще одно подтверждение того, что подконтрольный МИД действует в интересах Запада, а не в интересах граждан Молдовы, — ведомство указывает на то, что нейтралитет, хотя и прописан в Конституции, не закреплен международными институтами, в Гааге не подписан. Любому адекватному человеку ясно, что это внутринациональная декларация. При чем тут Гаага? Это наше дело. Это решать не Гааге или Брюсселю, а гражданам Молдовы», — написала депутат.
При этом Таубер обратила внимание на то, как именно МИД интерпретирует статус нейтралитета.
«По его мнению, международное признание нейтралитета противоречит обязательству не участвовать в вооруженных конфликтах. Хорошо заворачивают — мол, это ведет к двусмысленности во внешней политике государства. К тому же нейтралитет в понимании МИДа не обеспечивает абсолютной защиты в случае военного конфликта и не препятствует участию Молдовы в миротворческих операциях под эгидой ООН. То есть нам всем прямо говорят — мы готовим страну к войне, ваш нейтральный статус нам мешает, а вашей Конституцией можно только подтереться. Заявляю, что МИД не просто некомпетентен, а намеренно действует во вред Молдове. Политика ведомства зловредна для нашей страны, оно действует в интересах третьих лиц!», — подчеркнула Марина Таубер.
Позицию МИД подверг критике и председатель партии «Шанс» Алексей Лунгу. На своей странице в Telegram он написал, что молдавская дипломатия – большой друг Запада и первый враг собственного народа.
«И это не просто фраза на бумаге, а фундамент безопасности и независимости страны. В этом контексте «МИД» выглядит скорее симптомом глубокой политической деградации, чем защитником национальных интересов. МИД утверждает, что нейтралитет ослабит обороноспособность и помешает дипломатии. В переводе, понятном каждому: внешние стражи недовольны тем, что Молдова отказывается стать пушечным мясом в чужих войнах. В «Министерстве грязных дел» заявляют, что нейтралитет не признается международными институтами и что Молдова не подписала Гаагскую конвенцию. Но нужно ли нам чье-то разрешение для защиты нашего суверенитета? Это право народа, а не Брюсселя или Вашингтона. Сущность нейтралитета заключается именно в том, чтобы удержать нашу страну от военных конфликтов. Или решение уже принято за закрытыми дверями, а нам просто забыли сообщить», — задается вопросом Лунгу.
Также политик написал, что, цитируем: «Такие преступления, как попрание Верховного Закона и измена Родине, наказуемы. Неподконтрольное режиму правосудие погладит виновных по головке. А честного, справедливого и неподкупного правосудия у нас нет».