В условиях, когда приднестровский регион уже месяц переживает энергетический кризис, а население замерзает в своих домах без тепла и с многочасовыми отключениями электричества, правительство Молдовы и Европейский союз только в последний день января объявили о заключении соглашения, частично направленного на решение этой проблемы.
Речь идет о выделении нашей стране 64-х миллионов евро. Из которых менее половины предназначены для закупки газа и электроэнергии для обоих берегов Днестра. При этом на сайте кабинета министров такое финансирование названно безвозмездной помощью, тогда как в постановлении Комиссии по ЧС о подписании документа не уточняется, грант это или очередной кредит. Как на это отреагировали власти Приднестровья, и какие подозрения вызывает это соглашение с юридической точки зрения, расскажем в следующем сюжете.
Согласно документу, опубликованному на сайте правительства, Комиссия по чрезвычайным ситуациям в отступление от Закона о международных договорах и Регламента о механизме подписания, применения и прекращения международных соглашений постановила наделить генерального секретаря правительства Артура Мижу полномочиями по ведению переговоров и подписанию в срочном порядке соглашения между Правительством Республики Молдова и Европейской комиссией о выделении нашей стране 64 млн евро.
Как следует из постановления КЧС, из первого транша указанных средств 10 млн евро пойдут на закупку электроэнергии для нужд правого берега Днестра; 20 млн — для закупки природного газа в качестве гуманитарной помощи для приднестровского региона. Второй транш, в размере 27 млн евро — выделен для поддержки бюджета и 7 млн — в виде дополнительной помощи.
Следует отметить, что в постановлении не указано, выделяются ли эти средства в виде гранта или кредита, хотя в пресс-релизе они названы безвозмездным финансированием. Относительно 34 млн евро в качестве бюджетной поддержки в правительстве обещали предоставить информацию позднее.
В Тирасполе по поводу сообщения о помощи со стороны Еврокомиссии заявили, что 20-ти миллионов евро хватит для нужд региона только на 20 дней.
Между тем юрист Сергей Мишин, отвечая на вопросы Пятого канала, заявил, что подобные варианты вывода Приднестровья из энергетического кризиса вызывают подозрения — начиная от процедурных вопросов и заканчивая их ограниченностью во времени. Он не исключает, что выделенные Еврокомиссией средства могут оказаться не грантом, а кредитом, учитывая, что решение принималось Комиссией по чрезвычайным ситуациям в закрытом порядке. Мишин также не понимает, почему Молдове выделено 10 миллионов евро на закупку электроэнергии на свободном рынке, если эти средства можно было направить на приобретение газа для Молдавской ГРЭС, после чего получать электричество оттуда по более низкой цене. Все это может говорить о серых схемах, считает эксперт.
СЕРГЕЙ МИШИН, юрист
Вполне возможно, что 10 миллионов из этой суммы напрямую, без поступления в Республику Молдова, пойдут каким-то европейским продавцам и поставщиками электроэнергии по намного завышенной цене. Мы могли бы закупить на эти 10 миллионов дополнительного объема газа, перевести его на Молдавскую ГРЭС и получить по более низкой цене. Вместо того, чтобы реально пропустить гуманитарный газ, который мог бы быть давно уже на территории Приднестровья и благодаря которому могла бы заработать заново Молдавская ГРЭС и Молдова могла получать электричество дешевле, тут прослеживается ни что иное как очередные схемы повышения собственного кармана власть предержащими. И исходя из этого, они поэтому искали вот такого рода варианты получения различных кредитов, займов, безвозмездной помощи со стороны Евросоюза.
Напомним, об участии Европейского союза в преодолении гуманитарного кризиса в Приднестровье было объявлено несколько дней назад, после того, как ситуация на левом берегу Днестра стала критической, и Тирасполь запросил 3 млн кубометров газа для поддержания давления в газопроводной сети. Сообщалось, что ЕС готов предоставить 30 миллионов евро на закупку газа для региона. Позже Тирасполь попросил внести ясность в этот вопрос, обвинив Кишинев в попытке полностью изменить суть и назначение помощи.