Сотрудники Окницкой железнодорожной станции не получают зарплату уже полгода. Из-за отсутствия средств люди в отчаянии, ведь многие всей семьей работают на Железной дороге. Кто-то живет на пенсию престарелых родителей, другие вынуждены прибегать к крайним мерам — максимально экономить на еде, лишь бы не дать себе умереть с голоду. Пожилые, с долгами, больные и без навыков и знаний в другой области — многие просто не знают, куда идти и что делать.
Марина Рябая уже больше 10-ти лет работает кассиром на железнодорожной станции в Окнице. Женщина говорит, что любит свою работу, но то, что она не получает зарплату уже больше шести месяцев, ставит её в крайне сложное положение. Единственным источником дохода в такой ситуации стала для нее пенсия матери. Деньги уходят на содержание 16- летнего сына и на оплату коммунальных услуг, которые не так давно подорожали.
МАРИНА РЯБАЯ, кассир железнодорожной станции Окницы
— Люблю здесь работать, хотелось бы здесь работать, но не позволяют нам. С августа не получаем заработную плату. На прошлой неделе получили за июль. И вот с августа у нас задолженность по заработной плате. У меня, спасибо, мама пенсионер, получает пенсию, и вот она мне помогает. Газ платить, свет платить — за что?
На пенсию матери выживает и Валентина, медработник на железнодорожной станции с 25-летним стажем. Раньше ей помогали дети, которые живут в России. Однако после введённых ограничений на финансовые переводы из этой страны женщина лишилась этой поддержки.
ВАЛЕНТИНА ГОНЧАР, медработник
Боремся с этим, как-то выживаем, но очень трудно. Никакой помощи нам нет. Если когда-то нам дети помогали, то сейчас возможности нет. Мой маме 82 года, как она болеет только мы знаем. И вот она получает пенсию и каждый месяц нам понемногу помогает.
Многие сотрудники железной дороги в Окнице, в числе которых и этот мужчина, даже несмотря на тяжелый труд, едва ли могут позволить себе купить продукты. Бригадир говорит, что уже не может устроиться на другую работу из-за возраста.
МАРИН БЕНКИШ, бригадир
Видите эту организацию? Здесь работают 36 человек, а смотрите, что осталось. Уборщица осталась, и мы втроем. Я считаюсь начальником, но я себя не считаю начальником. Я работаю на пяти работах. Я кузнец, вы представляете, что такое кузнец? Кузнец — это человек, который работает под молотом, 60 тонн. Он делает нам инструменты. Тот человек уволился.
Он говорит: я работать без зарплаты не могу. И приходится мне встать.
Если я покажу вам этот инструмент. Там стоит махина такая большая и бьет вот так. Если чуть посмотрел там, где не надо, то там твоя голова и останется под молотом. Очень рисковано. Я спросил руководство: я работаю на пяти работах, а моя зарплата стала еще меньеш. Я получал около 7 тысяч, а сейчас у меня меня оклад на 1800 леев меньше. Как можно жить? Такая тяжелая жизнь. Вы просто не представляете, как тяжело жить. Жить не хочется иногда. Я шесть картошек беру на базаре и делю их на несколько дней. Я не знаю, что с этими людьми бы сделал. Я сказал начальнику: мне этой жизни вообще не жалко уже. Куда я пойдут? Мне осталась до пенсии херня. Нигде не берут на работу. Здесь люди голодаю, я вам точно говорю.
— Я сказал начальнику, что мне уже все равно на мою жизнь, куда мне теперь идти? Мне осталось немного времени до выхода на пенсию, и меня никто никуда не берет на работу.
— Здесь, я вам скажу, люди умирают от голода.
Разочарованы безразличием властей и бывшие работники предприятия. Особенно те, у кого вся семья зарабатывает на жизнь на железной дороге
АЛЕКСАНДР САВЕЛЬЕВ, бывший руководитель отдела маневровой работы ЖДМ
— Как думаете, куда движется ЖДМ?
— Дело идет к ликвидации. Это государственное предприятие, и государство должно заплатить людям, а потом продать Железную дорогу, а они вообще не думают, потому что им все равно. Парламент вообще даже не вспоминает. Раньше это все-таки случалось и слово за нас говорили, а сейчас молчат. Я не знаю, о чем они думают, сколько собираются задерживать. Молдавский народ очень терпелив, но рано или поздно терпение лопается, зарплату ведь уже сколько не выплачивают. Смотрите, жена работает на железной дороге, дочь и сын на железной дороге, зять на железной дороге, а у них две дочери. Как думаете, можно ли прожить только на мою пенсию?
В Молдове минимальная зарплата пять и пять? У нас этой зарплаты нет. Но мы работаем несмотря на то, что не дают инструменты — как-то выкручиваемся. Но когда зарплаты не — это вообще совесть потеряли. Как это, полгода без зарплаты? Это что, я должен у жены на спине сидеть или что?
— Как относится ваша жена к ситуации, когда муж приходит домой без денег?
— Она терпит, но иногда что-то и скажет.
— Думаете, еще долго будет терпеть?
— Терпеливая, она у меня умница.
Люди рассказали, что хотели протестовать, чтобы их услышали, но руководство запретило это делать. Около 20 сотрудников подали заявления о расторжении трудовых договоров из-за невыплаты заработной платы.
МАРИНА РЯБАЯ, кассир железнодорожного вокзала Окницы
— Выходить протестовать нам не разрешают, вплоть до того, что по статье уволят. Найдут причину и уволят
— А кто не разрешает?
— Управление дороги, начальство свыше. Дает негласное указание закрыть нам рот.
Мы попытались получить комментарий на заявления работников Железной дороги Молдовы, однако в администрации предприятия не ответили на наши звонки.
Почти 20 человек подали заявления о расторжении трудовых договоров из-за невыплаты зарплат.
Это все зарегистрировано в отделе кадров. С 22 января мы хотели приостановить договор, чтобы мы не выходили на работу, но по просьбе начальника дороги господина Томши, как сказал начальник нашей станции, мы перенесли дату на начало февраля. Если не будет выплачена задолженность по заработной плате, как указано в заявлении, за август, сентябрь и октябрь, то мы приостанавливаем действие коллективного договора, то есть мы не выходим на работу.
Мы пытались побеседовать с кем-то из администрации на станции, но никого не нашли, а на наши звонки никто не ответил. Государственное предприятие «Железная дорога Молдовы» уже много лет сталкивается с финансовыми трудностями, убытки достигли почти двух миллиардов леев.
Сотрудники неоднократно протестовали против задолженностей по зарплате. Проблему удалось решить лишь частично. Из-за финансовых трудностей были отменены два внутренних рейса, а почти полторы тысячи сотрудников, специалистов в своей области, покинули компанию. Сейчас на ЖДМ работают 4 900 человек. И увольнения продолжаются.
Если станция в Окнице прекратит свою работу, отменят и поезд Кишинев-Киев.
Напомним, что Госпредприятие «Железная дорога Молдовы» выпустило официальный пресс-релиз, в котором подтверждается задолженность по зарплате в отношении почти 5 000 сотрудников за период с августа по декабрь 2024 года.
Сумма превышает 190 миллионов леев. С учетом сложившейся ситуации Федерация профсоюзов железнодорожников Республики объявила, что начиная с февраля проведет массовые протесты с требованием от властей быстрого и эффективного решения проблем с задолженностью по зарплатам и решения финансовых проблем ЖДМ. Планируется, что протесты будут организованы у парламента, правительства и президентуры, а также на восьми железнодорожных узлах страны.