62-летнюю Валентину наша съемочная группа встретила возле столичного Центрального рынка. Женщина оборудовала небольшой прилавок со всем, что у нее есть, и тихо сидит на стульчике в надежде, что кто-то остановится и купит у нее хоть что-то из выставленного на продажу.
«Приехала из Колоницы. Продаю, что есть дома. Квашеную капусту. У нас есть корова — делаю творог, сметану. Есть еще кислый борщ, закрутки».
Женщина признается, что только так может заработать хоть немного денег на жизнь. Она бы и хотела остаться дома, в тепле, но на пенсию такой роскоши себе не позволишь.
«У меня пенсия 1.368 леев, на что мне жить, если еще и за газ и свет пришло платежка на 3.700? Нужно как-то выживать.Приезжаю дважды в неделю подзаработать. Вот листья винограда, которые собираем в огороде. Перепродажей не занимаемся. Это лишь то, что сами делаем».
И эта женщина стоит на улице не от хорошей жизни.
«За 140 продаю утку, но, знаете, пока ее вырастишь… По 40 — яйца, брынза по 140».
В толпе мы встретили и эту пожилую женщину. Она тоже с трудом справляется с ежемесячными расходами.
«Принесла на продажу яйца, собрала из под курочек, хочу заработать хоть немного денег на хлеб. Но сколько стою здесь, пока никто не спрашивает — ни о том, что продаю, ни о том, сколько стоит».
Кто-то из пенсионеров пришел на рынок с домашней брынзой и молоком.
«30 леев- полуторалитровая бутылка, брынза- 80. Не будь у меня этого, нечем было бы оплачивать счета — за газ, электричество. У нас в хозяйстве есть корова. если бы ее не было, мне бы не на что было бы платить. Откуда взять на оплату полторы тысячи?»
И в холод и в дождь, пожилые люди, обремененные заботами о счетах и постоянно растущих ценах, вынуждены стоять на улице в надежде, что их продукция кому-нибудь понадобится. И нельзя сказать, что покупатели выстраиваются в очередь.
«Как можно выжить на пенсию 2500 леев? Как можно купить мясо и все остальное, еще и коммуналку заплатить?»
«Видите, какие высокие цены? Я еще справляюсь, но не представляю, как живут люди и при этом не протестуют. Я работала и заработала на хлеб с маслом, но как живут сегодня люди — не знаю. Печально, что это руководство издевается над нашими людьми».
Некоторые из тех, с кем мы побеседовали, считают, что вся ответственность за бедственное положение, в котором оказалась вся страна, лежит на власти.
«Жаль, что у нас такое руководство. С такими ценами пенсионерам очень трудно. Может, властям надо уменьшить свои зарплаты в пользу пенсионеров».
«Пусть руководство страны подумает о нас, пенсионерах — с такими ценами и такими зарплатами здесь не прожить. Нам не хватает даже на лекарства, не говоря уже об отоплении. Если бы дети не помогали, мы бы замерзли в доме. Немного еды, чтобы не умереть с голода, может быть, еще найдем, но от холода точно замерзнем в доме. Нам нечем платить за электричество, оно подорожало, и за газ — нечем. Как здесь выжить?»
С 10 января 2025 года выросли тарифы на электроэнергию и отопление. Этому предшествовало подорожание газа на 3 лея и 34 бана — до 16 леев и 74 банов за кубометр. В настоящее время минимальная пенсия в Молдове составляет 2700 леев. Однако не все пенсионеры получают эту сумму, у многих пенсия ниже 2000 леев, особенно у тех, у кого нет полного трудового стажа.
Молдова считается самой бедной страной в Европе, а уровень абсолютной бедности вырос с 23% в 2018 году до 31,1% в 2022-м, достигнув самого высокого уровня за последние восемь лет. Согласно последним данным, опубликованным Национальной кассой соцстрахования, на начало этого года в Молдове проживало примерно 530 тысяч человек, достигших пенсионного возраста.
Напомним, что 1 апреля 2023 года правительство утвердило индексацию пенсий лишь на 15%, что вдвое меньше, чем уровень инфляции, который должен был быть учтен при индексации доходов пенсионеров. В 2024 году индексация пенсий составила 6%, несмотря на то, что средние потребительские цены в 2023 году выросли на 13 процентов.