2.2 C
Кишинёв

Действительно ли PAS и Санду хотят помочь Приднестровью и кто на самом деле разжигает конфликт? Анализ CANAL5

Энергетический кризис в Молдове, который спровоцировал гуманитарную катастрофу на левом берегу Днестра, все отчетливее принимает очертания кризиса политического. Некоторые эксперты считают, что это результат целенаправленных действий правящего режима Санду-PAS, которые могут привести к опасным последствиям не только для нашей страны, но и для региона в целом. Вплоть до эскалации давнего конфликта. Какие цели на самом деле может преследовать правящий режим, прикрываясь энергетической безопасностью — в комментарии нашего обозревателя Ольги Дзятковской.


И снова здравствуйте. Вам тоже теперь понятно, что энергетический кризис, к которому правящий режим Санду-PAS во многом своими действиями способствовал, и который прямой наводкой ударил по Приднестровью, спровоцировав там гуманитарную катастрофу, больше не про экономику, не про энергетическую безопасность, а про что-то другое? И это «другое» пассовская власть пытается скрывать за громкими заявлениями о готовности найти решение. Только получается у нее это плохо. И, вот лишь некоторые предположения о том, какие истинные цели может преследовать режим Санду-PAS, используя энергетический кризис как прикрытие. Первое — дешевая электроэнергия режиму Санду нужна позарез перед парламентскими выборами, чтобы выиграть. Но признать это открыто власть не может.

ДМИТРИЙ ЧУБАШЕНКО, политический аналитик

Ряд экспертов считает, что за отказом кишиневских проеэсовских властей возобновить поставки газа в Приднестровье скрывается стремление вынудить Россию обеспечить прежние объемы газа, которые позволили бы, в том числе, вырабатывать на Молдавской ГРЭС электроэнергию и для правого берега Днестра. А вот сказать об этом прямо PAS не может, поскольку это будет прямым признанием своего полного провала и лживости утверждений об «энергетической независимости от России. Все должно выглядеть так, что Россия как бы сама вернулась к старой схеме».

Цель вторая, или, как считает политический аналитик Дмитрий Чубашенко, мотив — правящий режим пытается заставить Россию «дать нужные объемы газа через шантаж гуманитарным кризисом в Приднестровье из-за стремления дезавуировать объявление «Газпрома» о том, что он прекращает поставки газа «Молдовагазу» не из-за того, что Украина остановила транзит, а из-за отказа молдавской стороны признавать исторический долг за поставки газа.

По словам Чубашенко, если эти два предположения верны, то «мы имеем дело с подлыми интригами кишиневских властей, заложниками которых выступают сотни тысяч граждан Молдовы». Третья цель-предположение — преднамеренное банкротство экономики Молдовы и обогащение политических элит как в Кишиневе, так и в Бухаресте на мошеннических закупках дорогого газа и электроэнергии. И все это под прикрытием режима ЧП, который дает возможность принимать решения без парламентского контроля.

Так, например, всего за первые 20 дней этого года около 60% необходимой Молдове электроэнергии было куплено именно в Румынии. По цене, в два раза превышающую ту, по которой Приднестровская ГРЭС до недавних пор продавала правобережной Молдове. — по 126,75 евро за МВт-час вместо 64 евро за МВт-час. А теперь подсчитайте, во сколько в целом обошлись эти закупки для госбюджета, а главное для простых граждан, которые вынуждены за все это платить. Миллиарды леев. По какой цене сегодня режим Санду-PAS закупает природный газ на европейских биржах — тайна за семью печатями.

Цель номер три — правящий режим, знает, что проиграет парламентские выборы, поэтому намерен остаться у власти любой ценой и простыми заявлениями и разговорами тут делу не поможешь. Нужен очень серьезный дестабилизирующий фактор. А это уже намного серьезнее будет. Например, Влад Кульминский, бывший советник Майи Санду и вице-премьер-министр по реинтеграции, заявил в интервью украинскому изданию, что если на парламентских выборах в Молдове победят пророссийские партии, то Украина в этом увидит угрозу своей национальной безопасности. При этом не какая-то горячая голова в Украине, а молдавский политолог говорит о допустимой и даже обоснованной реакции соседней страны в виде военных действий!

ВЛАД КУЛЬМИНСКИЙ, экс-советник Майи Санду

Потому что это уже будет не просто угроза Украине, это уже угроза, требующая ответа. Немедленного.
— Со стороны Украины?
— Да.
— Мы говорим о военном ответе?
— Ну, это же очевидно.

Подобные заявления вызвали шквал критики и не только в Молдове и в Приднестровье, многие аналитики и эксперты восприняли их как открытый призыв к руководству Украины атаковать нашу страну. В ПКРМ это назвали прямым текстом — провокацией и изменой Родины.

Этот провокатор, очень близкий к режиму Санду, дает понять, что если избиратели проголосуют против людоедской политики правящей партии может последовать вторжение Украины в Молдову. До такой откровенной глупости и низости ради своего самосохранения не доходила еще ни одна молдавская власть. По сути, молдавским избирателям предлагается голосовать только за PAS из страха быть убитым украинскими войсками.

Нагнетание атмосферы страха, ненависти, агрессивности — единственное в чем преуспел правящий режим.
Кульминский на критику обиделся и уже в эфире TV8 пытался объяснить, что он имел ввиду.

ВЛАД КУЛЬМИНСКИЙ, экс-советник Майи Санду

Я скажу вам, что я сказал… Это полная чушь, ничего такого. Я сказал простую вещь, что, если в Молдове выиграют пророссийские силы. То Украина будет рассматривать как угрозу своей безопасности. Что здесь такого из ряда вон выходящего?

Действительно, что тут такого, вот и СИБ, президентка и ее парламентское большинство тоже в этом не видят ничего из ряда вон выходящего. Дополняет этот пазл и заявление Майи Санду, которая сначала уверяла, что власти Кишинева не будут препятствовать поставкам российского газа на левый берег Днестра, а потом перешла к открытому шантажу Приднестровья.

МАЙЯ САНДУ, президент Молдовы

Именно этого желает Российская Федерация, именно этого желает Кремль — чтобы мы рассорились между собой. С одной стороны, я думаю, что в последний период мы видели всё больше интереса со стороны людей с левобережья Днестра к тому, что происходит на правом берегу. Мы видели симпатию к процессу европейской интеграции, и, думаю, это раздражает Российскую Федерацию. И посредством этого кризиса Российская Федерация стремится, в первую очередь, ухудшить отношение людей с левого берега к властям в Кишиневе. Но, в то же время, этот кризис создает удобную почву для того, чтобы люди с правого берега задавали эти закономерные вопросы: «Мы платим за все энергетические ресурсы, стоимость их достаточно высока, к сожалению, и почему мы должны были бы что-то сделать для левого берега?». Сейчас мы готовы при поддержке доноров — это важно здесь отметить — предоставить и финансовую помощь левому берегу, но это может произойти, когда российская армия уйдет с левого берега, и когда миротворческая миссия будет заменена на гражданскую миссию под эгидой ООН или ЕС. Таковы главные условия, при выполнении которых мы могли бы оказать существенную помощь.

Смеем предположить, что это демонстрирует еще одну, четвертую цель — режим Санду-PAS не собирается урегулировать приднестровский конфликт, но будет использовать его каждый раз, пока ему это будет выгодно. В том числе через эскалацию напряжения в отношениях с Россией, провоцируя ее таким образом на ответные действия. Ну, и, на жителей левого берега Днестра, которые мерзнут и сидят без света вот уже полмесяца, официальному Кишиневу, откровенно плевать. Что он, собственно, и не скрывает.

Политолог Анатолий Дирун в недавнем эфире программы «Пульс» на нашем канале ответил Майе Санду.

АНАТОЛИЙ ДИРУН, политолог

Конечно, вызывает большое сожаление такое заявление, потому что, по сути, выдвижение условий…Вот если бы майя Григорьевна сделала бы это заявление полгода назад, до нового года, то есть до энергетического кризиса, это заявление было бы воспринято очень спокойно, нормально, потому что это традиционная риторика.

Но сегодня люди в Приднестровье — в Бендерах, в рыбнице, в Григориополе — они сидят без света, они сидят без тепла, без воды. И когда они слышат слова от лидера Молдовы, что мы готовы вам помочь, но должна уйти российская армия, на мой взгляд, здесь советники майи Григорьевны немножко либо не досказали, либо перестарались.

Делая такого рода заявления, конечно, это обнуляет все те помыслы, добрые шаги, какие-то намерения в этом отношении. Это неудачное выражение, которое, мягко говоря, отбрасывает привлекательность Кишинева в глазах жителей Приднестровья.

Другими словами, у правящего режима Санду- PAS была возможность сблизить два берега Днестра через совместное решение энергетического кризиса. Но власть эту возможность банально упустила, и надо понимать, на долгие годы вперед. По словам политолога Анатолия Дируна, миротворцы в Приднестровье — это гарантия мира не только на левом и правом берегах Днестра, но в регионе в целом. Не осознавать этого — большая, можно сказать, фатальная ошибка режима PAS.

АНАТОЛИЙ ДИРУН, политолог

Внешние партнеры, старшие товарищи, они конечно же на данном этапе не будут рекомендовать официальному Кишиневу делать такие резкие движения. Потому что будет нарушен баланс сил, который сегодня сложился в регионе и тем самым разрушение этого баланса неизменно приведет к эскалации и переходу к военным действиям.

Вслед за Майей Санду и премьер-министр Дорин Речан заявил в интервью агентству AFP на Всемирном экономическом форуме в Давосе, что решение газового кризиса в Приднестровье зависит от вывода российских войск, обвинив Россию в намерении дестабилизировать ситуацию в Молдове. Надо полагать, именно этот нарратив будет все больше усиливаться ближе к парламентским выборам.

ДОРИН РЕЧАН, премьер-министр

Этот газовый и энергетический кризис в Приднестровье направлен на создание кризиса безопасности в Молдове, во всей Молдове и во всем регионе. Россия намерена консолидировать свою мощь и военное присутствие, чтобы спровоцировать Украину на западе и юго-западе, то есть в Одесской области.

Сложно не заметить кардинальную смену риторики режима Санду-PAS. Сначала власти требуют от «Газпрома» продолжения поставок газа в Приднестровье, игнорируя тот факт, что из-за прекращения транзита Украиной, эти поставки просто невозможны, так как существующий контракт не предполагает новые маршруты. Затем требуют согласия от Приднестровья за огромные деньги, втридорога, покупать у правого берега Днестра газ по европейской цене, на что у приднестровцев средств нет, и это в Кишиневе знают.

Затем снова требуют от Москвы какие-то списки каких-то кампаний, которые могут вдруг вызваться помочь Приднестровью с газом и тут же шантажируют проверками на соответствие европейским и международным стандартам.

Теперь, вот, возникло новое требование, чисто политическое — вывода миротворческого контингента с территории Левобережья. Уже нет даже имитации сочувствия и намерения помочь замерзающим жителям левого берега Днестра. Есть политическое требование к исполнению. И не просто, а замены российских миротворцев на контингент сил стран ЕС. Требование для Приднестровья неприемлемое! То есть заведомом не выполнимое! Ведь какой контингент могут предоставить страны ЕС, догадаться не трудно. Нет сомнений, это будут так называемые «миротворцы» НАТО. Помните, как подметил Анатолий Дирун, нарушение баланса сил с выводом миротворческой миссии из Приднесровья, приведет к войне. И уже не за газ, а за физическое выживание. На этом пока все.

Увидимся.

 

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ