Общий объем промышленного производства в Молдове с ноября 23-го по ноябрь 2024 года сократился более чем на 14%. А по году в целом показатель снизился на 10,5%. Такие данные приводит Национальное бюро статистики. Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ считает, что это наглядное подтверждение отсутствия видения и конкретных решений со стороны власти по развитию экономики. Чем грозят Молдове такие темпы экономического пике — в сюжете нашего обозревателя Ольги Дзятковской.
Не просто цифры, а настоящая шоковая статистика, которая ярко демонстрирует реальное положение дел в молдавской экономике. Здесь, как говорится, не до привлечения иностранных инвесторов.
Итак, по данным Национального бюро статистики только в ноябре 2024 года по сравнению с ноябрем 2023 года промышленное производство в нашей стране сократилось на 3,6%. Такое стремительное снижение показателей, как отмечает НБС, было спровоцировано спадом перерабатывающей промышленности — на 17,1%/. А это, по цепочке, сказалось на сокращении общего объема промышленного производства за этот же период на 14,1%, за год в целом — на 10,5%.
Что интересно, НБС указывает, что объемы производства в добывающей отрасли остались на уровне ноября 2023 года. Почему? Ответ простой — этому способствовал рост, зафиксированный в производстве и поставках электрической и тепловой энергии, газа, горячей воды и кондиционирования на 68,2%. И здесь возникает первый вопрос — о каких таких ископаемых и их добыче в Молдове может идти? Отвечаю — с некоторых пор наша страна еще стала и экспортером нефтепродуктов, которыми не обладает, но на транзите которых очень неплохо зарабатывает правительство PAS вот уже несколько лет к ряду. Вопрос второй и главный — причем здесь рост поставок энергоресурсов? Да, при всем, только речь идет как раз о продаже энергоресурсов населению Молдовы, то есть нам с вами, за которые через повышение тарифов мы все платим в два-три раза дороже.
Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ считает, если бы не абсурдное, по его словам, подорожание энергоресурсов, то спад производства был бы намного драматичнее.
ВЯЧЕСЛАВ ИОНИЦЭ, экономический эксперт
Перерабатывающая промышленность, которая 83% — все, что связано с пищевой продукцией, напитками, — то есть вся наша промышленность, 83%, уменьшилась на 14%. На 14 процентов! Что нас спасло – в кавычках – это подорожание энергоресурсов почти на 70%. И мы, по существу, имеем рост в производстве тепла, электроэнергии почти на 70% по той простой причине, что энергоресурсы подорожали. Если не было бы этого подорожания, у нас была бы полная драма в том, что называется промышленностью.
В целом в это году общее промышленное производство будет меньше, чем пять лет назад, и находится ниже уровня 1990 года, когда мы достигли исторического максимума. То есть в этом году единственное, что создает иллюзию не драматического падения промышленности, это подорожание энергоресурсов, которое создает впечатление, что наша промышленность не рушится так, как на самом деле происходит в действительности.
Хотя вряд ли нынешняя шокирующая статистика по сути обвала национальной экономики при режиме Санду-PAS послужит терапией для его правительства. К сожалению. Ведь, как отмечают эксперты, без принятия срочных мер Молдова растеряет те немногие остатки промышленности, что еще есть. По всей видимости, все к тому и идет. И напоследок для сравнения и в назидание главе Минэкономразвития Алайбе.
К 1990 году инвестиции в основной капитал в Молдове выросли в 275 раз в сравнении с 1950 годами. Промышленное производство — в 76,9 раза. Молдова из аграрной страны развилась до индустриально-аграрной. До обретения независимости в нашей стране действовало 558 современных промышленных предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Молдавская продукция экспортировалась в более чем 80 стран по всему миру. К 2000 году промышленное производство сократилось на 66%, а ВВП — на 70%. Спустя столько лет, и снова — на те же грабли. Под теми же лозунгами о евроинтеграции и обещаниями хорошей жизни.