Гражданам Молдовы начали приходить платёжки за газ и отопление, указанные там суммы — просто астрономические и неподъемные, говорят люди. Мало кто может оплатить сразу всю сумму или ее небольшую часть, даже с учетом того, что за неуплату грозят отключить от света или газа. Граждане, с которыми побеседовали журналисты Пятого канала, жаловались на полученную компенсацию от властей, которая, по их словам, ничтожна по сравнению со счетами. Они больше не надеются на руководство страны и вынуждены на всём экономить.
Молдаване начали получать большие счета за газ, с учетом того, что стоимость голубого топлива поднялась с 1 декабря почти до 17 леев с НДС. Журналисты Пятого канала пообщалась с людьми из разных уголков нашей страны и все они в один голос заявили, что не представляют, как будут оплачивать такие огромные платежки.
Я не знаю, как они подсчитали. В прошлом месяце мне насчитали тысячу, но у меня не было тысячи, остался долг в 60 кубов, а в этом месяце мне насчитали две тысячи. Я им ничего не заплачу, у меня пенсия 3000 леев, если я отдам им 2000 за газ, что у меня останется? Я проработала 36 лет в медицине и вышла с мизерной пенсией. Жить не на что. В этом месяце, если не заплатишь за газ, то его могут отключат. Что тогда делать? Пусть перекроют, у меня нет маленьких детей, оденусь потеплее и так лягу спать.
Вот что пришло. 1951. Разве это можно оплатить с пенсией в 2000 леев?
Чтоб они так жили, как я живу. Я работал в организации с 1968 года. Кем? Водителем. Сейчас за последние годы подняли, но я вышел на пенсию с 1300 леями, разве можно так прожить? Кто-то набил свои карманы и живет хорошо.
Денег не хватает, коммунальные услуги очень дорогие, нужны продукты питания и мы продаем, что имеем, что собирали всю жизнь. За отопление мне пришло 2 тысячи леев.
Татьяну мы встретили на рынке. Женщина рассказала, что счета превышают ее финансовые возможности. Поэтому, чтобы заработать лишнюю копейку, она продает носки и жилетки, которые вяжет сама. Жилетку, которую вязала три недели — за 100 леев, а носки — за 50 леев. Не очень много, поэтому ей приходится выносить из дома на продажу некоторые вещи .
Продаю личные вещи из дома. Почему вы решили их продать?
— Потому что мне нужны деньги, я не могу оплатить счета. Продаю носки, жилетки и свитера.
Сегодня у нас не было покупателей, потому что пошел дождь. Тепло обошлось мне в 1200 леев, но у меня пенсия 2200 леев. Они довели нас до отчаяния, мы на грани.
Также на рынке мы повстречали Аурику, продающую свои вещи. Женщине не хватает денег даже на лекарства, не уговоря уже о неподъемных при ее доходах — счетах
Мне пришло 3000 леев за отопление, свет и коммунальные услуги еще 1500. Откуда брать деньги? У меня даже на лекарства не хватает, а без них я не выживу. Если я приму лекарство, то смогу ходить, а если не приму — не смогу .
Какая компенсация? Это что-компенсация для инвалида первой группы в 305 леев? Мне скоро будет 60 лет, но есть пожилые, которым 90 лет и которые получают по 20 леев, они целуют эти деньги и уходят. Где справедливость?
И другие люди, с которыми мы поговорили, жаловались на полученную компенсацию, которая, по их словам, ничтожна по сравнению со счетами. Они больше не надеются на руководство страны и вынуждены экономить на всем.
— Вы подали на компенсацию на газ?
— Это что — компенсации? В размере 300 леев..
-300 за ноябрь.
-И что вы делаете с 300 леями?
-Что делаю, не ем, а плачУ. Я живу в одной комнате, у нас четыре комнаты, но живем мы в одной, и целый день горит только одна лампа.
— И это хорошие времена, обещанные нынешней властью?
-Я их не чувствую. Я не знаю, когда это будет. С этой властью не может быть хороших времен.
-Две тысячи.
— Для вас эта сумма большая?
-У меня пенсия 5300 леев, считай больше половины, но если добавить электричество и телефон, то получается приличная сумма.
— Летом я немного сэкономил.
Для некоторых единственный выход – уехать из страны. Аурел, которого мы встретили, уже грузил багаж в автобус. Он бы остался в стране, если бы мог выжить в условиях, когда цены постоянно растут.
Нечего здесь делать. Приезжаем на праздники, потом уезжаем, такие времена… Мы бы и рады остаться здесь, иметь работу, но увы. Мы приезжаем на праздники, но что тут делать, если цены даже выше, чем в Европе. Здесь было бы хорошо, если бы нам дали работу и хорошую зарплату, а получается, что у нас коммунальные платежи выше зарплаты. Как выживать людям? Когда будет хорошо, мы вернемся.
Напомним, после подорожания газа, выросли цены на свет и тепло. Тарифы на электроэнергию выросли почти на два лея. Отопление от Termoelectrica достигло 2510 леев за Гкал, что примерно на 700 леев дороже, а от CET-Nord тариф составляет 2126 леев за Гкал, — на 307 леев больше. Газ подорожал на 3 лея 34 бана, граждане сейчас платят 16 леев 74 бана за кубометр. Компенсации, выделенные из госбюджета для граждан, изначально составляли от 300 до 800 леев, после чего были увеличены — всего на 200 леев.
Отметим, что лидер Блока “Победа” Илан Шор поддержал наиболее уязвимых граждан в условиях энергетического кризиса. С января в Гагаузии, Оргееве и Тараклии им начали выплачивать ежемесячные компенсации по 1000 леев за газ.