Нехватка врачей является хронической проблемой системы здравоохранения Республики Молдова, и ситуация особенно серьезна в небольших селах, несмотря на сравнительно большое количество выпускников медицинских вузов.
Эту проблему усугубляют профессиональная миграция и неравномерное распределение врачей. Несмотря на то, что в нашей стране относительно населения имеется большое количество выпускников медицинских вузов, не все они остаются заниматься медицинской практикой на родине. Те, кто работает в системе, в сельской местности, говорят, что уже много лет никто не приходит устраиваться на работу, а в будущем проблема станет еще серьезнее, отмечает Noi.md.
Уже более двух лет Кристина Фринюк ездит из Васиен в Хородка Ноуэ и Хородка Веке, чтобы помогать людям. Она молодой специалист, и стабильная работа была для него приоритетом. Женщина признается, что у нее большая нагрузка, но, по ее словам, жителям сел тоже нужен свой врач.
«Я приезжаю в Хородку три раза в неделю, с 8:00 до 12:30, а в Васиенах работаю целый день. Здесь, в Хородке, немного сложнее. Мы снабжаем их лекарствами, людям приходится ездить в Васиены или близлежащие города, так как в селе нет аптеки. Я также помогаю пациентам, пожилым людям, мы берем их документы и привозим им лекарства. Мы используем различные способы, чтобы помочь им, особенно пожилым людям», — рассказала Кристина Фринюк, семейный врач.
Жители села Хородка ощущают нехватку постоянного специалиста в населенном пункте, и при необходимости выезжают в город.
«Нам в селе срочно нужен семейный врач. Есть маленькие дети, что-то может произойти в школе, у человека может появиться что-то срочное. Нам нужно к кому-то обратиться, здесь в селе, нужен врач».
«Это очень важно, потому что мы старые, на пенсии и нам нужна помощь. Многие не могут ездить, нам нужен врач здесь, на месте».
«Некоторые люди ездят сами в частные клиники, но мы благодарны, что врач к нам приезжает хотя бы в понедельник, среду и пятницу. А если что-то срочное, мы сами приезжаем к ним за первой помощью. Есть транспорт, и мы ездим сами», — говорят люди.
Мэр Хородки признает, что проблема отсутствия врачей в селе существует уже много лет.
«У нас в селе был врач, но он приезжал очень редко, раз в неделю, два раза в месяц. Если бы были финансы, мы бы включились в проект, но сейчас нам очень сложно. В соседних селах, в Улму, в Васиенах, есть аптека, и мы тоже туда ездим», – отметил Штефан Влас, мэр села Хородка.
Если в Хородку иногда приезжают молодые специалисты, то в селе Кэрбуна Яловенского района работают врачи, которым до пенсии осталось несколько лет. Екатерина Рацэ — одна из медсестер, которая уже более 18 лет ездит из Милештий Ной в Кэрбуну. Женщина говорит, что сначала она отказалась от этого предложения, но мысль о том, что в селе нет специалиста, ее огорчила. Она приезжает в Кэрбуну каждый день и работает физиотерапевтом.
«Из-за нехватки медсестёр меня перевели в соседнее село. Постоянного врача там до сих пор нет, врач приезжает раз в две недели, раз в месяц. Много врачей уходят на пенсию. Я не знаю, кто придет после нас. С тех пор, как мы работаем, мне 41 год, я пришла сюда около 30 лет назад, новых медсестер не приходило. В течение 12 лет я ездила на автобусе в 6:00 утра, дорога занимала 15 минут, но два года назад я научилась водить машину и теперь вожу ее сам. Уезжаю, приезжаю, так легче», — рассказала женщина.
Вторая медсестра, работающая в Кэрбуне, Валентина Раца, живет в этом селе. Женщина говорит, что молодые врачи уезжают за границу, а двое местных медицинских работников работают в столице.
«Здесь мы собираем пробы на общий анализ крови, биохимию, назначаем консультации специалистов и рентгенологические исследования. Нас было больше, но с прошлого года у нас работают только две медсестры. Большинство уезжают за границу из-за денег, из-за зарплат», — отметила Валентина Рацэ.
Мэр села говорит, что с каждым годом врачи выходят на пенсию, поэтому их число сократилось с восьми до двух. Однако он нашел решение, как привлечь новых медицинских специалистов.
«На данный момент остались только две женщины, а молодые люди не хотят приезжать в село в качестве медсестер или врачей. У нас есть жилой дом, который мы можем отремонтировать. Мы могли бы сдать его в аренду бесплатно семейному врачу или какой-нибудь семье, которая к нам приедет», — заявил Константин Чокой, мэр села Кэрбуна.
С другой стороны, министр здравоохранения Алла Немеренко в конце прошлого года заявила, что в Республике Молдова нет острого кризиса медицинских кадров.
«У нас в Республике Молдова нет острого кадрового кризиса. В Республике Молдова на 10 000 населения зарегистрировано 50,2 врача, что очень много по сравнению с Европейским союзом. В некоторых секторах у нас действительно кадровый кризис. Это связано с выходом на пенсию, старением людей, условиями труда, тем фактом, что эти села непривлекательны», — сказала Ала Немеренко.
Кроме того, министр отметила, что реализуются меры по привлечению молодых специалистов в сельскую местность.
«За последний год мы внесли несколько изменений в законодательство, чтобы иметь достаточно убедительный мотивационный фактор для молодых врачей. Мы оплачиваем им проезд, если они не проживают в месте оказания этих медицинских услуг и ездят каждый день, мы берем на себя расходы», — подчеркнула министр.
По данным Министерства здравоохранения, во многих районах не хватает семейных врачей, а в 18 районах Республики Молдова нет ни одного судебно-медицинского эксперта. Министерство здравоохранения сообщает о нехватке специалистов, особенно в областях анестезиологии и интенсивной терапии, радиологии и медицинской визуализации, кардиологии и педиатрии.
Напомним, в июне 2024 года парламент принял поправки в Закон об охране здоровья, на основании которых молодые специалисты в сфере медицины и фармации получают повышенные надбавки и компенсации из государственного бюджета. В частности, государство возмещает транспортные расходы медицинскому персоналу, который ежедневно добирается от места жительства до места работы. Также был расширен список лиц, получающих единовременное пособие в размере 120 тыс. леев. В этот список вошли и молодые специалисты, имеющие степень лиценциата.