76-летняя пенсионерка Нина Пламандялэ живет со своим сыном, который ей помогает, и, возможно, только благодаря ему она еще хоть как-то справляется. После повышения тарифов женщина больше не отапливает дом газом — она его включает, только чтобы приготовить еду. Огонь разжигает дровами и хворостом из леса, экономит как может. Она говорит, что ей еще повезло, что есть печь, которую можно развести, чтобы хотя бы согреть воздух в доме.
НИНА ПЛАМАНДЯЛЭ, пенсионерка: «Видите, как разжигаю огонь — дровами. И сын принес еще. И только так могу согреть дом, двумя коробками, и всё. Где больше взять? ведь моя пенсия — 3300 леев. Я греюсь только дровами, так мне дешевле. Так хоть воздух в доме поменялся, а то газ горел только напрасно и в доме было холодно. И как это называется? — Что в квитанции? — Смотрите, сейчас пришло 184 лея, газ использую только на плите, чтобы сделать чай или борщ. Или включаю понемногу, чтобы подогреть еду. Экономим. Раньше был дешевый газ, и мы платили где-то две тысячи, а сейчас? Соседи платят 3000 до 4000 леев за газ. И это только за газ, а еще ведь свет».
Огонь в печи не поддерживается постоянно. Когда пламя гаснет, а температура в комнате снижается, хозяйка надевает одежду потеплее. Пенсионерка говорит, что она экономит каждую веточку, даже считает их и делит. Сын продолжает искать хворост — в ход идут деревья у дома, и за его пределами. Что касается пенсии — почти вся уходит на лекарства, а если что-то остаётся, то тратится на еду. Дети и рады бы ей помочь, но и у них такая же ситуация.
НИНА ПЛАМАНДЯЛЭ, пенсионерка: «Посмотрите, видите, я одетая хожу. Поджарила на плите кусочек рыбы, помыла и всё, больше газ не используем. Не знаю, как будет дальше. Дети мне помогают, так, понемногу, сколько мне надо? правда я болею, недавно сломала руку, лекарства, разное… Ещё и эта простуда. Мы с сыном привезли две-три телеги дров и разожгли печь. — Насколько вам хватит этого? — Этого? Только на сегодня и завтра, и всё. Сын пойдет и еще соберет. Айва вон высохла совсем, я обломала ветки, он идет в поле и собирает хворост.. Видите, не всё дерево срезано, и есть еще хворост».
Пенсионерка рассказывает, что вкус деликатесов она давно позабыла, на ее пенсию она и мечтать себе не может позволить о чём-то вкусном, хотя иногда и хочется. И шкафах у нее нет никаких запасов.
НИНА ПЛАМАНДЯЛЭ, пенсионерка: «Знаете, я не покупаю продукты. Макароны, не больше. Купила манку, она испортилась, надо через сито ее, то же самое и с кукурузной крупой. У меня есть макароны, я готовлю немного. Так чтобы остался запас… Загляните и скажите, если найдете пакет, два из запасов. Нет такого. Я не могу запасаться».
Другая пара пожилых людей рассказала нам, что они включают газ всего на час в день, большего себе позволить не могут. У Анны Чеклу и ее мужа нет детей и помочь им некому. Стоимость газа опустошает их кошельки, даже несмотря на то, что они редко им пользуются.
АННА ЧЕКЛУ, пенсионерка: «– Сколько раз вы зажигаете газ? — Раз в день. Смотрите, сейчас я пришла и не буду разжигать огонь до завтрашнего утра. В холоде, но что поделать? Очень дорого! Включаю всего на час в день и еле-еле воздух прогревается и всё, на большее не могу себе позволить — нет средств. — Сколько у вас здесь? 2327 леев пришло, это за один час в день? Да..в день..Я включаю газ на час и всё, завтра только включу. Если на два часа в день -утром и вечером, то мне придется заплатить 3000-4000 леев. Три тысячи – мы только в прошлом году платили, когда газ был дешевле. А сейчас, если будет еще дороже… Боже упаси!»
В остальное время кутаются в теплую одежду. Пенсионерка рассказывает, что раньше, когда цена газа была доступнее, они несколько раз включали отопление. Сейчас ей кажется, что то была комфортная жизнь.
АННА ЧЕКЛУ, пенсионерка: «Мы весь день одетые перед телевизором. Греемся от плиты. Включаю и работает. Там греемся, там едим. Ночью в уборную ходим в холоде. Когда газ был дешевле, включали еще по несколько раз в день. Или грелись весь день. Ночью просыпались и снова включали. А сейчас один час в день. Смотрите, я включила его в половине двенадцатого, до половины первого оставила включенным и всё».
Пенсионерка говорит, что ей так и не удалось почувствовать хорошие времена, обещанные Майей Санду. «Может быть, они у кого-то и были», —добавляет она.
Что касается компенсаций, то эти гроши от государства не покрывают даже расходов на самое необходимое.
АННА ЧЕКЛУ, пенсионерка: «Когда были с русскими всё было дешевле. На рубль покупали четыре буханки хлеба. Я проработала на почте десять лет почтальоном и работала за 60-80 российских рублей, так было раньше. — Думают ли о вас власти? Они думают только о себе. У них много денег в парламенте этом, в правительстве. Они не думают об этих компенсациях, что нам дало эти 300 леев в качестве компенсации? — И что вы купили на эти 300 леев? Что купили?! Один раз сходили в магазин и всё, дорого».
Несмотря на то, что во время предвыборной кампании премьер-министр обещал, что тарифы на газ в ближайшее время не будут повышаться, реальность совсем иная. Кроме газа, подорожала электроэнергия и отопление, и вслед за этим подорожали товары и услуги. Граждане вынуждены справляться с ситуацией как могут, в условиях холода, отчаяния и полного разочарования.