Маленькие пенсии и большие трудности. Такова реальность, в которой живет многие пожилые люди в Молдове. Почти каждый день они сталкиваются с дилеммой — что купить: кусок хлеба или необходимые лекарства. Некоторые держатся лишь благодаря помощи, которую им оказывают дети. Те же, кто остается на попечении государства, обречены на жизнь в лишениях, а точнее — на выживание.
Более половины пожилых людей в Молдове практически борются за выживание. Один из примеров — Евгения Вэрзань из села Лэпушна Хынчештского района. 60- летняя женщина еле сводит концы с концами. Из-за проблем со здоровьем она не работает, а до пенсии ей еще три года. Из-за нехватки денег она сталкивается с большими трудностями, в том числе как прожить всего на 100 леев в месяц.
ЕВГЕНИЯ ВЭРЗАНЬ, жительница села Лэпушна
Мне приходится очень сложно, но что делать? Трудностей много, но некому даже рассказать о них. Я сама сделала муку из той кукурузы, что у меня была, можно теперь сделать мамалыгу. Жизнь продолжается, что поделать — она очень тяжёлая.
— Вы храните здесь деньги?
— Да.
— 100 леев, это все, что у вас есть? Да, это то, что мне принесла одна женщина, больше у меня ничего нет.
— Вы уже решили, что будете с ними делать? -Я оставлю их в доме, чтоб было на хлеб.
У Евгении двое детей и такая же судьба. Она не просит у них помощи и старается справиться сама, тем более что ещё с детства она знает, что значит жить в нужде.
ЕВГЕНИЯ ВЭРЗАНЬ, жительница села Лэпуцшна
Я училась в шестом классе и собирала ветки, дрова, мы с мамой рубили их и потом складывали их. Днём ходила по людям, от одного к другому, разносила… Видите, как все дорого. С каждым днем все дорожает. Что поделать? Надо жить. Разве вы не видите, что сегодня одна цена, а завтра — уже другая.
Евгения питается тем, что у неё есть, и тем, чем угощают ее другие люди. Продукты, который ей дают, она хранит как сокровище и использует очень экономно. Дров у неё тоже очень мало, поэтому огонь разводит редко и только для того, чтобы хоть немного обогреть дом.
EUGENIA VĂRZANI, locuitoare a satului Lăpușna
Я готовлю еду по чуть-чуть, а что делать. Есть ещё немного. — Эти продукты дали вам люди, помогли вам?
— Да. Здесь я сижу на стуле и заготавливаю ветки. Это мои дрова.
— Надолго ли хватит этих дров?
— В этом и вопрос. Верите, сегодня я еще не разводила огонь. Я подкладываю веточки понемногу, кидаю ведро, а потом ещё по мелочи. Я развожу костер только часов в семь вечера.
— Экономите?
— Да, экономлю, куда деваться, — откуда брать, если у меня ничего нет.
Та же судьба и у 80-летнего дедушки Саривана из того же села. Несмотря на то, что он получает пенсию, ему приходится экономить на всем. Мужчина говорит, что достойная жизнь была у него только в советское время, когда была приличная зарплата и низкие цены. И это ему ещё повезло, что помогают дети, иначе было бы совсем трудно, признается он.
САРИВАН КУЗМА, житель села Лапушна
— Моя пенсия — 2700 леев.
— Вам этого хватает?
-Эх, если бы у меня не было детей… они иногда присылают, но этого недостаточно. Раньше я получал хорошую пенсию, 700-800 рублей, и это были деньги. Все было хорошо, пока не развалился Союз, и с 2000 года всё хуже и хуже. Тогда было хорошо, всё было очень дёшево, а сейчас что?
Все эти люди стоят перед мучительным выбором: купить буханку хлеба, чтобы поесть, или приобрести жизненно необходимые лекарства? Сталкиваясь с этим ежедневно, они чувствуют себя бессильными, как и многие другие пожилые люди в нашей стране, чья жизнь полна лишений.