В то время, когда министерство экономики собирается потратить миллионы леев на свой PR и рекламирование достижений, которых нет, эксперты говорят, что в Молдове может повториться ситуация трехлетней давности, когда в стране тоже был энергетический кризис. Его результатом тогда стала галопирующая инфляция, обнищание населения, банкротство бизнеса и серьезные проблемы в госбюджете.
Бывший премьер-министр Ион Кику, комментируя намерение министерства экономики потратить 100 тыс. долларов на пропаганду достижений, которых нет, написал в соцсетях: “Алайба Майи Санду потратит 2 миллиона бюджетных леев на пропаганду. Якобы молдаване настолько глупы, что не понимают, какие полезные реформы он для них делает — поэтому он должен объяснять их за такие большие деньги. Как говорится, платите, дураки…”.
Между тем, по данным Национального бюро статистики, по итогам 2024 года инфляция в Молдове составила 7%.
Возглавляемое Дмитрием Алайбой министерство экономического развития прогнозировало 4,8%, плюс экономический рост в 2,5%. Но никакого реального роста как не было, так и нет, инфляция растёт, а значит и дальше будет снижаться покупательская способность населения и расти уровень бедности. В 2025 году, считают эксперты, ситуация будет еще более удручающей.
ВЯЧЕСЛАВ ИОНИЦЭ, экономический эксперт
Население, которое до сих пор платило около 1 млрд. леев в триместр за электроэнергию, будет платить 2 – 2,2 млрд., а может и больше. В бюджетах домохозяйств электроэнергия составляла где-то 2-2,5% от всех расходов, соответственно, сейчас эти расходы удвоятся, что добавит, как минимум, 2,5% к годовой инфляции. Инфляция сейчас уже начала расти – с 4% в год до 7%, а удорожание электроэнергии приведет к инфляции более чем в 10%.
Но на этом, уверен экономист Владимир Головатюк, всё не остановится. В своем обзоре он напомнил о том, как развивалась ситуация три года назад, когда Молдова тоже переживала энергетический кризис и когда всё тоже началось с роста тарифа на газ, а потом и на другие энергоресурсы, а закончилось галопирующей инфляцией со всеми вытекающими из этого последствиями.
“Три года назад после первого шока в виде повышения тарифов на газ, электрическую энергию и тепло инфляция пошла в рост – с 7% в сентябре 2021 года до 14% в декабре 2021 года, а затем и до 35% в ноябре 2022 года. Подключился Нацбанк с чередой увеличения базисной ставки с 3,7% летом 2021 года до 21,5% в августе 2022 года. Процент по кредитам населению уже в декабре 2021 года превысил сентябрьский уровень на 80%, а в пике – более, чем в 3 раза. Очень не хочется пугать, НО если не изменится подход в борьбе с инфляцией, то произойдет примерно то, что началось три года назад – дальнейшее обнищание народа, банкротство бизнеса, серьезные проблемы в госбюджете и т.д. и т.п.”, – написал Владимир Головатюк в своем Телеграм-канале.
ВЛАДИМИР ГОЛОВАТЮК, экономист
“Три года назад после первого шока в виде повышения тарифов на газ, электроэнергию и тепло инфляция пошла в рост – с 7% в сентябре 2021 года до 14% в декабре 2021 года, а затем и до 35% в ноябре 2022 года. Подключился Нацбанк с чередой увеличения базисной ставки с 3,7% летом 2021 года до 21,5% в августе 2022 года. Процент по кредитам населению уже в декабре 2021 года превысил сентябрьский уровень на 80%, а в пике – более, чем в 3 раза. Очень не хочется пугать, НО если не изменится подход в борьбе с инфляцией, то произойдет примерно то, что началось три года назад – дальнейшее обнищание народа, банкротство бизнеса, серьезные проблемы в госбюджете и т.д. и т.п.»
А ведь сейчас, после повышения тарифов на газ, свет и тепло, Национальный банк тоже увеличил базовую ставку, применяемую к основным краткосрочным операциям денежной политики, сразу на 2 процентных пункта — с 3,6% до 5,6% годовых. Это приведет к подорожанию кредитов. То есть, пока всё развивается по тому же сценарию, что и три года назад.
Но вряд ли эта информация прозвучит в ходе будущей PR- кампании министерства экономики. Как и то, что в конце 2024 года не только выросла инфляция значительно выше тех параметров, что прогнозировало ведомство Дмитрия Алайбы, но и то, что к концу 2024 года значительно вырос внутренний государственный долг, который составил почти 44 млрд. леев против 42,9 млрд. леев, которые были накоплены в конце ноября. Как пишет Владимир Головатюк, за всё время нахождения у власти PAS, то есть за 3 с половиной года, внутренний госдолг вырос почти на 11 млрд. леев. Это больше, чем внутренний госдолг, накопленный с 1991 года по сентябрь 2016 года, то есть за 26 лет независимости Республики Молдова.
Бывший вице-спикер парламента и член административного совета компании Energocom Александр Слусарь тоже прогнозирует закрытие предприятий в Молдове из-за неподъемных тарифов на энергоресурсы.
АЛЕКСАНДР СЛУСАРЬ, бывший депутат
Часть экономических агентов из крупных инвесторов, я знаю это точно, сейчас думают, а не свернуть ли им тут всё и не уйти ли из Республики Молдова.
Оставшийся же бизнес, по мнению Слусаря, поднимет цены на свою продукцию, и это вновь ударит по карманам рядовых потребителей.
Экономические итоги 2024 года еще подбиваются статистикой, но уже можно говорить о значительном сокращении экспорта по всем направлениям – и на Востоке, и на Западе – за 9 месяцев прошлого года он рухнул на 13,2%, а также о катастрофическом положении в сельском хозяйстве и значительном сокращении инвестиций, которые в 2023 году уже были на 40% меньше, чем в 2022 году.
Но вряд для вся и эта ненужная информация найдет отражение в PR-кампании Дмитрия Алайбы стоимостью в 100 тысяч долларов, потому что ее цель не показать реальную ситуацию в национальной экономике и пути ее преодоления, а, цитата, “подчеркнуть, как экономические и цифровые реформы способствуют построению современной, стабильной и процветающей европейской страны”. А кто думает иначе …. Ну вы поняли, агент Кремля.