Темнота, холод и отчаяние охватили населённые пункты на востоке Молдовы после того, как людей отключили от электричества. Именно это увидела съёмочная группа Пятого канала, отправившаяся в Варницу, — одно из сёл в Зоне безопасности, подключённое, как и многие другие, к газопроводу Приднестровья. Мы приехали как раз в тот момент, когда в населенном пункте начался вечерний период отключений, с 16 часов и до 20.00. Казалось бы, — всего четыре часа, но ощущение, что они длятся целую вечность.
Было 16.30, когда в селе Варница отключили электричество. Местные жители уже перестали удивляться происходящему. Говорят, привыкли к тому, что нужно успеть до отключения света приготовить еду, а также искупать детей.
Еду мы готовим на электроплитке и нужно уложиться по времени. За эти четыре часа мы должны успеть искупать детей и приготовить еду.
Мы уже успели сделать домашнее задание, приготовить, и теперь в течение четырех часов, пока у нас не будет электричества, мы отдыхаем. Ждем, когда через четыре часа снова дадут свет.
Дети были в школе, и сказали, что там очень холодно, еще не успела с ними поговорить подробнее, но говорят, в школе очень холодно.
Дочь рассказала, что когда ходили на обед было очень холодно, дрожала и не могла есть.
Вскоре этот район погрузился в кромешную тьму. И только луна освещала путь тем, кто возвращался с работы.
Улицы, когда-то наполненные светом фонарей, сейчас — в абсолютной темноте. Отсутствие электричества заставило местных жителей запастись батареями, свечами и фонариками, а бытовая техника в их домах превратилась в элементы декора.
Это опасно, но мы не в силах что-то изменить. Это политика. Сейчас нам очень сложно. Мы обогреваемся у печи, на печи готовим еду. Это больше политика и никто не думает о людях.
На мой взгляд, должно быть уличное освещение. Хоть немного, но должно быть.
Без света очень тяжело, это как у семи нянек дитя без глаза. Мы чужие для всех.
Иду потихоньку, оглядываюсь по сторонам в надежде, что доберусь домой благополучно.
Тяжело, света нет, очень тяжело.
— Как вы сейчас отапливаете дом?
— У нас есть камин. Без камина 8 градусов, с камином 12. Так и живем, что поделаешь
Мы возвращаемся назад, в прошлое, когда люди отапливались печками, сидели в маленьких комнатах, как это было раньше, в старые времена
Люди жалуются, что эта ситуация буквально выбила у них землю из под ног, самое плохое, что этот кризис сказывается на здоровье.
Мы даже не знаем, как справиться с этой ситуацией. Очень тяжело. Мы заболеваем.
Как вы сейчас обогреваетесь?
Кто как. У кого есть силы, тот греется, а у кого нет — выходит на улицу и греется.
Не имея сил и средств люди обогреваются — кто как может.
Ставлю в стакан 2-3 большие свечи и читаю 2-3 часа, а потом укутываюсь в одеяло и ложусь спать, что делать.
Бог все видит. И погода с нами, хорошо, что нет пока сильных морозов. А похолодает, даже не знаю, что будет. Люди посрубали всё вокруг домов, чтобы разводить огонь.
По данным Варницкого инспектората полиции, правоохранительные органы работают в обычном режиме и патрулируют только в период отключения электроэнергии.
Причем, этим занимается всего один экипаж, который должен успеть обойти всё село, площадь которого более 27 квадратных километров. В четверг президент Майя Санду и премьер-министр Дорин Речан посетили Варницу, где обсудили проблемную ситуацию с местными властями. Люди, с которыми беседовала команда Canal 5, сказали, что ничего не знали о визите руководства страны, потому что в этом случае они все бы вышли встречать их протестами. Граждане добавили, что они нужны главе государства только для выборов.