3.3 C
Кишинёв

ТОП-10 самых важных событий года: Закрытие телеканалов, цензура в СМИ, тендеры в аэропортах и ​​энергетический кризис | VIDEO

1. ЗАКРЫТИЕ “CANAL 5” И ДРУГИХ СМИ

Для нашего телеканала 2024 год завершился прекращением вещания. В конце марта Совет по продвижению инвестиционных проектов национального значения приостановил разрешительные документы компании Media Content Distribution, владеющей лицензиями на вещание “Пятого канала” и радиостанции Maestro FM. Причём это решение было принято сразу же после того, как корреспондент нашего канала задала президенту Майе Санду на пресс-конференции ряд неудобных вопросов, в том числе по поводу тендера в Кишиневском аэропорту.

В мае текущего года всё тот же Cовет по продвижению инвестиционных проектов национального значения отозвал лицензии на вещание приостановленных ранее телеканалов «Акчент ТВ», «Оризонт ТВ», «Первый в Молдове», «Канал 2» и «Канал 3″. В конце сентября были заблокированы сайты таких российских СМИ, как РИА Новости, “Независимая газета» и целый ряд других порталов. В начале октября PAS заблокировала канал MD24, Yandex, Дзен и Rutube, а потом отозвала лицензии у телеканалов Prime и Publika TV. А сейчас власти собираются запретить весь российский телеконтент.

2. БЕСКОНЕЧНЫЕ ТЕНДЕРЫ В АЭРОПОРТУ

Весь 2024 год власти пытались сдать в аренду торговые площади в Кишиневском международном аэропорту. Всего было проведено три тендера. Первый проводился в феврале, но был отменён, так как в нём участвовали только две компании – молдавская Le Bridge и французская Lagardere, и не было достаточно конкуренции. Министр инфраструктуры Андрей Спыну обвинил в провале конкурса прежнее руководство аэропорта – как он выразился, за саботаж изнутри.

В свою очередь некоторые оппозиционные политики, эксперты и ряд Telegram-каналов утверждали, что условия тендера составлены так, чтобы его могла выиграть лишь одна компания — Lagardere Travel Retail, а Андрей Спыну лоббирует её интересы. Кроме того, выяснился ряд интересных моментов: в Румынии Lagardere, участвуя в аналогичном тендере в аэропорту Отопень, попала в коррупционный скандал. К тому же, согласно некоторым данным, переговоры о получении торговых площадей в аэропорту французская компания вела с молдавскими властями еще когда аэропорт находился в концессии. И Спыну, и французы эти обвинения опровергали.

Второй тендер, проводившийся весной, также провалился – заявку на участие в нем подала только Lagardere. А в третий конкурс пришлось вмешаться Конституционному суду – он объявил неконституционной поправку, спешно внесенную парламентом, которая меняла условия аренды помещений в аэропорту с 3 до 5 лет. В итоге в конце года правительство решило всё переиграть, постановив, что вместо Агентства публичной собственности тендером в зоне дьют-фри аэропорта займется Агентство по инвестициям, которое проведет широкие консультации для разработки новой технической спецификации тендера, чтобы всё было “прозрачно и эффективно”.

3. ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ

8 апреля в Молдове стартовала всеобщая перепись населения, которая продлилась до 7 июля. По предварительным подсчетам она обошлась в 329 млн леев. Затраты были покрыты из госбюджета, а также из средств европейских партнёров.

Не успев начаться, перепись населения и жилья сразу вызвала ряд скандалов. Первый скандал был связан с вопросами из переписных анкет. Эксперты говорили, что многие из них выходят за рамки закона “О переписи населения и жилищ в Республике Молдова”, а значит незаконны. Второй скандал вызвали карательные меры властей — было объявлено, что участие в переписи является делом обязательным, а за отказ от участия в ней гражданам грозит штраф от 1 тыс. до 2,5 тыс. леев.

Скандал также вызвала излишняя политизация этого мероприятия: некоторые политики утверждали, что всеобщая перепись населения используется властями для того, чтобы подтянуть количество румын и снизить число молдаван, проживающих в Молдове, на фоне так называемого “кризиса идентичности”.

4.СКАНДАЛЫ В КОМИССИИ ВЕТТИНГА И МАССОВЫЙ ИСХОД СУДЕЙ

В этом году в комиссии веттинга, которая решает, кто из молдавских судей и прокуроров честен и неподкупен и может дальше работать, а кто нет, возникло сразу несколько скандалов. Из-за чего появился резонный вопрос – а насколько чистоплотны сами люди, которые проверяют чистоплотность судей и прокуроров?

В конце марта портал anticoruptie.md опубликовал журналистское расследование, в котором со ссылкой на голландскую прессу говорилось, что председатель комиссии по веттингу Герман фон Гебель замешан в нескольких коррупционных схемах у себя на родине. Работая с 2013 по 2018 год в качестве секретаря в Международном уголовном суде в Гааге, он допустил ряд противоправных действий и нанес Международному уголовному суду ущерб на сумму не менее 760 000 евро. В любой другой демократической стране такой скандал бы спровоцировал отставку председателя комиссии, но фон Гебель в эфире одного из телеканалов лишь рассмеялся в ответ на вопрос, подаст ли он теперь в отставку, заявив, что выдвинутые против него обвинения необоснованны.

Другой скандал, связанный с членом комиссии по веттингу – бывшей судьёй Татьяной Рэдукану, разгорелся в мае. На этот раз в ее честности и неподкупности усомнилась Прокуратура по борьбе с коррупцией. В отличие от своего иностранного начальника, Рэдукану тут же подала в отставку, заявив при этом, что “обвинения являются ложными и не соответствуют действительности”.

На фоне работы комиссии по веттингу, в Молдове продолжился массовый исход судей из системы. В мае из Кишиневской Апелляционной палаты ушла половина судей, что создало настоящий кризис в работе этого судебного органа. А в декабре половина судей ушла из Апелляционных палат Бельц, Кагула и Комрата.

5. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИИ “ШАНС” И ТЕРРОР ВЛАСТЕЙ

В середине августа по запросу властей суд города Бельцы постановил ограничить на три месяца деятельность оппозиционной партии “Шанс”. Министерство юстиции требовало запрета на шесть месяцев из-за якобы нарушений в финансовых документах политформирования, выявленных Центризбиркомом. В партии “Шанс” все выдвинутые против нее обвинения категорически отрицали, заявив, что таким образом PAS готовится к президентским выборам и референдуму, избавляясь от неугодных.

Непосредственно перед выборами и референдумам власти устроили настоящий террор против активной оппозиции в лице блока “Победа” и несогласных граждан – до 100 обысков в день, задержания и аресты, конфискация документов, агитационных материалов и бытовой техники.

“Как 300 тысяч купленных голосов превратились в 35?”

«Если мы не подпишем эту бумагу – так сказали они, то тогда нам будет штраф 37 тысяч леев или 5 лет заключения. Что такое мы нарушили, мы понятия не имеем, за что они к нам приехали. Лично я никого не подкупала, о каком заговоре вообще идет речь понятия не имею?»

После первого тура президентских выборов на тот момент кандидат в президенты Майя Санду заявила, что было подкуплено 300 тысяч граждан и этому есть доказательства. С тех пор прошло почти два месяца, но власти так и не представили доказательств “массового подкупа избирателей”, обосновывающих развязанный ими террор. Недавно на слушаниях в парламенте генеральный прокурор заявил, что на данный момент возбуждено только 84 уголовных дела в связи с нарушениями избирательного процесса, из которых 70 – об электоральной коррупции, 1 случай – по поводу фальсификаций результатов выборов, остальные 3 дела о нарушениях порядка финансирования политических партий или избирательных фондов.

6. ДРОНЫ И НОВЫЕ РАДАРЫ

В этом году воздушное пространство Республики Молдова несколько раз пересекали ракеты, запущенные российской стороной по целям на Украине, а на территорию страны упали несколько беспилотных летательных аппаратов. Власти тут же использовали эти инциденты для нового выделения миллионных средств на военные нужды. Комментируя ситуацию с упавшими дронами, министр обороны Анатолий Носатый заявил, что уже приобретенные Молдовой радары за 14 и 20 миллионов евро не могут идентифицировать беспилотники, залетевшие в воздушное пространство республики, а значит в дополнение к ним нужны еще пять высокопроизводительных радаров, чтобы полностью покрыть воздушное пространство страны. Во сколько это обойдется молдавским налогоплательщикам, на повышение зарплат которым денег у властей нет, министр не объявил. Недавно посол ЕС Янис Мажейкс заявил, что в Брюсселе принято решение поставить Молдове оборудование для перехвата дронов, однако конкретную дату поставки и цену вопроса представитель Евросоюза не назвал.

7. РЕФЕРЕНДУМ О ЕВРОИНТЕГРАЦИИ

В этом году одновременно с президентскими выборами в Молдове прошел референдум о евроинтеграции. Граждан спросили: “Поддерживаете ли Вы внесение изменений в Конституцию в целях присоединения Республики Молдова к Европейскому союзу?”. В PAS не скрывали, что рассчитывают с помощью мобилизации граждан на референдум обеспечить победу Майе Санду в первом туре, но 20 октября что-то пошло не так: в Молдове власть референдум проиграла. Разница между “За” и “Против” в стране составила около 10% в пользу варианта “Против”. Только в восьми районах страны и Кишинёве число сторонников европейского вектора превысило число противников. Сохранить лицо и спасти инициированный Майей Санду плебисцит от окончательного провала властям помогла западная диаспора и, как подозревает оппозиция, фальсификации на зарубежных участках, благодаря чему итоги референдума удалось вытянуть на положительный для PAS результат с разницей всего в 0,5%.

8. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

Несмотря на то, что правящая партия бросила все силы и средства – как бюджетные, так и зарубежные – на то, чтобы обеспечить переизбрание Майи Санду на посту президента, сделать это удалось с большим трудом. В Молдове Санду проиграла Александру Стояногло с разницей почти в 2,5%. И это несмотря на “вдруг” заминированные в день голосования мосты через Днестр и избирательные участки, где голосовали избиратели из Приднестровья.

Но и в случае президентских выборов власти “выручила” диаспора и массовые фальсификации в пользу Санду. Есть немало свидетельств, что за границей PAS обеспечила подвоз граждан на избирательные участки, а многие из тех, кто пришел голосовать, нашли свои имена в списках уже проголосовавших в других странах. В итоге победу на выборах одержала Майя Санду, которую в соцсетях назвали “президентом диаспоры”. 24 декабря она принесла присягу и вступила в свой второй президентский срок.

9. ПЕРЕГОВОРЫ ГОДА

Для властей “переговорами года” стала первая специальная межправительственная конференция, которая состоялась 25 июня, и на которой Европейский союз официально открыл переговоры о вступлении с Республикой Молдова. Стороны назвали происходящее “историческим моментом”.

Для рядовых граждан Молдовы “переговорами года” должны были, но так и не стали, переговоры с “Газпромом” и руководством Украины о продолжении поставок природного газа после 1 января 2025 года.

О том, что Украина не будет продлевать после действие соглашения о транзите российского газа через свою территорию известно уже года полтора, а в последние месяцы в Киеве об этом говорили регулярно. Так что у властей Молдовы было достаточно времени и на то, чтобы закупить в хранилища достаточно дешевого газа, и на то, чтобы провести переговоры с “Газпромом” и Киевом. Но ничего из этого Кишиневом сделано не было. Сейчас ответственные лица обвиняют Газпром, друг друга в невыполнении должностных обязанностей, прогнозируют гуманитарный кризис в Приднестровье и тяжелые времена с веерными отключениями на правом берегу, призывают граждан к экономии и объясняют свое нежелание вести переговоры с Киевом тем, что мы должны таким образом проявить солидарность с воюющим народом Украины.

ДАНИЕЛ ВОДЭ, пресс-секретарь правительства: «Представьте себя в эту холодную зиму на территории соседнего государства, когда у некоторых людей нет отопления, нет горячей воды. И люди борются за свою свободу».

Некоторые оппозиционные политики и эксперты тем временем утверждают, что под предлогом прекращения транзита газа через Украину, Кишинёв намерен провернуть очередные схемы, аналогичные прошлогодней схеме по закупке значительных объемов газа по самой дорогой цене.

10. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

С 16 декабря в Республике Молдова действует новый режим чрезвычайного положения из-за спровоцированного самими властями энергетического кризиса. Пока сроком на 60 дней.

Вопреки первоначальным заверениям правительства, что это будет чрезвычайное положение в сфере энергетики, оказалось, что у нас опять общий режим ЧП. А это значит, что вся полнота власти теперь вновь у Комиссии по чрезвычайным ситуациям, которая может принимать любые срочные меры в любой сфере. Прошлый раз она без суда и следствия закрыла 12 телеканалов и десятки сайтов под предлогом угрозы национальной безопасности, и приняла решение отменить регистрацию кандидатов, выдвинутых партией “Шанс”, перед всеобщими местными выборами. Сомнения в реальной необходимости ЧП вызывает и то, что власти заверяют нас, что дефицита газа и света на правом берегу не будет. Зачем тогда это было нужно? В 2025 году в Молдове состоятся парламентские выборы. То есть, с “общим” или “полным” режимом чрезвычайного положения страна входит в новый год с угрозой новых репрессий и запретов.

ИОН КИКУ, бывший премьер-министр: «То что они пришли с предложением ввести чрезвычайное положение, это не говорит о том, что они будут энергетикой заниматься. Они будут дальше закрывать телеканалы, дальше закрывать рот оппозиции. Или, если им что-то не понравится, вообще отменить выборы, как, например, в “демократической” соседней Румынии».

Тем более, что под конец нынешнего года PAS приняла очередной репрессивный закон, развязывающий ей руки. Он позволяет молниеносно закрывать не только партии, общественные организации и СМИ, но даже и церкви, и в разы увеличивает штрафы за так называемую “электоральную коррупцию”, под которую можно подогнать всё что угодно.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ