-7.8 C
Кишинёв

Последствия власти PAS: Молдова в опасности. Мы теряем страну и нашу идентичность, предупреждают эксперты

Мы рискуем потерять нашу страну! Сегодня это не просто слова, а реальная угроза! Правление PAS – это 4 года потерь — в экономике, демографии, в социальной сфере, в законе, в культуре. Но главная потеря Молдовы за годы правления режима Санду-PAS — это потеря нескольких поколений. Мы теряем свою страну, которая рискует опустеть, те же граждане, что еще остались, разделены властью по политическим, духовным, нравственным принципам. Оттого наша страна становится только слабее. Почему так важно сегодня не потерять свой молдавский код, уникальный и неповторимый в своем многообразии, в комментарии нашего обозревателя Ольги Дзятковской.


Здравствуйте. Мы теряем Молдову здесь и сейчас, от нее остается все меньше. А значит и от нас, ее граждан. И, к большому сожалению, это не фигура речи. Это наша с вами реальность. Причем мы теряем Молдову во всех смыслах. Только вот в чем вопрос — ведь теряем мы себя и свою страну не из-за каких-то внешних врагов, не из-за фантомных каких-то гибридных атак, которыми нас пугает правящий режим Санду- PAS. Мы теряем страну из-за ее разрушения изнутри, из-за решений, провоцирующих эти потери.

Мы практически уже потеряли политический и экономический суверенитет. Стремительно теряем трудоспособное население. Практически потеряно несколько поколений, а это значит, мы потеряли хороших специалистов, рабочие места. Да, кто-то может возразить, дескать, эти проблемы возникли не сегодня и даже не вчера. Это так, но очевидно и то, что при режиме Санду-PAS за каких-то четыре года они настолько усугубились, что именно сейчас представляют реальную угрозу молдавской государственности.

В Молдове по сути потеряно верховенство закона, включая – высшего – конституции. Сколько раз правящий режим вытер ноги об Конституцию, о фундаментальные права и свободы граждан, прописанные в Основном законе страны, уже не припомнить. Но вот свежий пример, совсем недавний. Когда, используя референдум о внесении изменений в Конституцию, власть мошенническим путем, закрепила, по сути, государственную идеологию — постулат о приоритетности европейской интеграции перед любой другой ценностью и идеей. Что само по себе – нарушение основного закона.

КОНСТАНТИН СТАРЫШ, депутат парламента от БКС

Европейская интеграция в том виде, в котором она сегодня уже заложена в Конституцию, является государственной идеологией, притом, что Конституция отвергает возможность наличия какой бы то ни было государственной идеологии.

Я когда увидел эту книжечку, которую раздали депутатам, свеже напечатанную, я просто обалдел. Преамбула начинается словами – «мы представители народа Республики Молдова, депутаты парламента…». И дальше по пунктам, то-то и то-то. И там появляются вот это «о европейской идентичности» и о «целеполагании страны», как будущей европейской. Так подождите, как это «мы», эти поправки не прошли через парламент. За них никто в парламенте не голосовал. И это противоречие. Да, мы, депутаты парламента и вообще к ним не прикасались. То есть эти поправки пришли напрямую от референдума, проигнорировав процедуру принятия.

Это очень серьезное нарушение. Я все время говорю, что демократия — это ведь не только соблюдение законов, это еще соблюдение процедур. В данном случае мы не имеем ни того, ни другого. И конечно, принятые таким образом поправки могут быть оспорены в другом составе Конституционного суда.

Что это, если не подлог, не подмена Высшего закона?
То есть, получается, если очень хочется, значит все можно?
И это лишь один из примеров…
А вот еще пример того, что мы потеряли за эти четыре года. Возможно, когда-нибудь эту потерю мы вернем, но на это понадобится много времени и уж точно не при нынешней власти. Молдова потеряла огромный рынок сбыта на пространстве СНГ, на который десятилетиями экспортировалась молдавская продукция и пользовалась там успехом. Взамен наша страна и все мы с вами получили морковку, которую повесили перед нашим носом — как цель-мечту вступления в ЕС. Мы открыли свой рынок на распашку для европейских помидор и картошки и огромного ассортимента другой продукции, а сами радуемся экспорту 10 тон чеснока на 760 тысяч леев.

ДУМИТРУ АЛАЙБА, министр экономики

«Мы рады каждому новому экспортируемому продукту, потому что за ним стоит конкретный предприниматель, сумевший воспользоваться возможностями, открывающимися благодаря интеграции в ЕС. Речь идет о развитии бизнеса, сохранении и создании новых рабочих мест, а также о стабильности для семей, зависящих от этих доходов».

Есть мнение, что в Евросоюз наша страна не вступит никогда и тем более в 2030 году. Только разрыв традиционных экономических связей с нашими восточными соседями, уже сегодня оборачивается для Молдовы огромными убытками. Так мы теряем экономический суверенитет.

Яркий пример того, как эти потери пытается скрыть правящий режим, выдавая красивую обертку за конфету, это заявления обслуживающих режим СМИ о том, что, дескать, за 30 лет независимости Молдова получила внешнюю помощь в размере 3,5 миллиардов евро, в основном от ЕС и США. А Россия, дескать, за те же 30 лет не дала Молдове ни одного бануца, ноль рублей, и вообще никогда ничем не помогала. И, в принципе, при таком раскладе, зачем нам вообще Россия и многомиллионный рынок СНГ.

Теперь, по факту. За 30 лет независимости, как раз до октября 2021 года, когда к власти пришла партия Майи Санду, Молдова торговала с Россией на льготных условиях. Наша страна в льготном режиме экспортировала овощи и фрукты, вино, мясо, на льготных условиях импортировала удобрения и, главное, дешевые энергоресурсы.

2021 года

Льготный экспорт овощей и фруктов Льготный экспорт вина и мяса Льготный импорт удобрений Дешевые энергоресурсы

200-250 млн. $ — это был ежегодный доход наших фермеров и виноделов, который они получали от экспорта на рынок России. А как вам такая цифра? 1,5 млрд. $ — столько осталось в карманах наших граждан и экономических агентов, благодаря низкой закупочной цене на природный газ из России в течении 30 лет независимости, по сравнению со странами ЕС. Более 50 млн. $ в год или 1,5 млрд. $ — столько за 30 лет независимости наша страна сэкономила на дешевом импорте из России сельхозтехники, оборудования и удобрений. Теперь, приготовьтесь услышать еще одну цифру. Около 8 млн. $ — это прямая финансовая выгода Молдовы за счет закупок дешевой электроэнергии, которая производится на левом берегу Днестра с использованием российского газа, а также закупок стройматериалов, также производимых на приднестровских предприятиях.

200-250 млн. $ — ежегодный доход фермеров и виноделов от экспорта на рынок России.

1,5 млрд. $ — экономия наших граждан и экономических агентов, благодаря низкой закупочной цене на природный газ из России в течении 30 лет

Более 50 млн. $ в год или 1,5 млрд. $ — экономия за 30 лет на дешевом импорте из России сельхозтехники, оборудования и удобрений.

Около 8 млн. $ — прямая финансовая выгода Молдовы за счет закупок дешевой электроэнергии, произведенной на левом берегу Днестра, закупок стройматериалов у приднестровских предприятий

Есть разница — 66 долларов за МВт. ч. от Молдавской ГРЭС, или 400, а в часы пик и 800 евро за МВт. ч. с румынской биржи? Понимаю, коллеги из провластных СМИ, не удобные для вас цифры получаются. Возможно, вы даже и не пытались узнать об их существовании. Но, скорее всего, дела обстоят иначе — местами сочувствую. Это, ж, как нужно изощриться, вылезти из кожи наружу, заткнуть очевидное под пропаганду европейской интеграции, и даже не моргнуть.

Талантище, не иначе! Одно это утверждение чего стоит: оказывается, это Россия виновата в том, что в Молдове повысились в разы тарифы на газ и электричество!

Получается ЕС пришел на помощь и избавил Молдову от российского газа. И помог, только в кавычках. 2,2 миллиарда евро, большая часть которых — это кредиты. Но, что мы получили в итоге? Теперь Молдова закупает тот же российский газ, только через европейские фирмы-прокладки, которые зарабатывают на молдавских потребителях и экономических агентах. Более 200 млн. $ — настолько выросли затраты Молдовы по импорту газа через посредников, которые легли на плечи обычных потребителей нашей страны. Это наши с вами прямые финансовые потери.

Так, сколько денег дала Россия Молдове? 11 млрд. 250 млн. $ от России против 3,5 млрд. € от ЕС и США.

11 млрд. 250 млн. $ от России против 3,5 млрд. € от ЕС и США .

В планах правящего режима разрешить продажу пахотной молдавской земли иностранным инвесторам. Первая попытка уже была предпринята парламентским большинством, когда депутаты PAS еще в прошлом году попытались по-тихому принять проект нового Земельного кодекса, который, кстати, был принят в первом чтении. В документе не было открытого разрешения продавать молдавскую землю иностранцам, однако не было и четких формулировок о запрете, которые есть в пока что действующем законодательстве. Хитро придумано. Тогда разразился большой скандал, после которого пассовцы решили немного притормозить до лучших времен.

Но сейчас по сути молдавский чернозем уже под контролем транснациональных корпораций, тягаться с которыми молдавским аграриям не по силам. Закупки идут через подставные фирмы. У них большие финансовые ресурсы и есть огромный риск, в случае все-таки принятия нового земельного кодекса, иностранные инвесторы просто скупят наши земли и не обязательно с целью обработки.

Аграрный сектор сегодня — это последний форст-пост всего производства, которое мы практически уже потеряли и продолжаем терять его остатки. В PAS очень любят хвастать каждым новым ящиком яблок или тысячей бутылок, на которые вырос экспорт в Европейские страны, тем же чесноком, при этом умалчивая, как с потерей восточных рынков, экспорт молдавских товаров в целом, оказался в абсолютном провале. Только за год, то есть, с сентября 2023 года по сентябрь 2024 года молдавский экспорт сократился на 19,3%, а с января месяца он упал 13,2%.

Экономист Владимир Головатюк, обращает внимание, что несмотря на бодрые отчеты Минэкономики, что, дескать, у Молдовы все хорошо и везде растет, география сокращения экспорта более, чем тревожная, а именно, по всем группам стран. В ЕС — на 15%, в СНГ — на 19%, а в другие страны сразу — на 33%, хотя еще в августе падение экспорта в другие страны составляло 19%.

ВЛАДИМИР ГОЛОВАТЮК, экономист

«Если сокращается экспорт, и он сокращается не в какую-то отдельную страну, а во все группы стран, то это свидетельствует не только, да и не столько, о снижении внешнего спроса на молдавскую продукцию, но и о плачевном состоянии нашего производственного сектора. Получается, что, король-то, голый и нечего министру щеки надувать — нам просто, по большому счету, нечего продавать!».

Но иностранным компаниям мы отдаем не только рынок и земли, но и стратегическую инфраструктуру.

Под их прицелом сейчас — Кишиневский аэропорт, который после передачи в ведение государства, просто банкротится, зато растут прибыли аэропортов в Румынии. Под прицелом и Железная дорога Молдовы, у которой накоплены многомиллионные долги по заработной плате и которую власти практически бросили выживать в одиночку. Цель понятная — предприятие-банкрот — хорошо можно продать по бросовой цене. Под прицелом и порт Джурджулешты – единственный наш выход в Черное море. В Румынии признают его уникальное стратегическое значение, а в Молдове, получается нет?

Экс-министр экономики Октавиан Калмык не исключает, что что после продажи порта Румынии, доступ к портовой инфраструктуре будет ограничен для молдавских экономических агентов, а услуги подорожают в разы.

ОКТАВИАН КАЛМЫК, экс-министр экономики

«Естественно, там будет другое администрирование. Мы должны понимать, что этот порт конкурирует непосредственно с румынскими портами. Много физических товаров и импортного, и экспортного проходит напрямую через Джурджулештский порт, минуя инфраструктуру Румынии. Я не исключаю, что, во-первых, они будут ограничивать доступ, во- вторых, будут дорогие услуги, дав возможность развитию других портов, которые находятся на территории Румынии, и которые подконтрольны румынским компаниям».

Но потери экономические несравнимы с потерей будущих поколений. Масштабы миграции населения Молдовы за рубеж за последние четыре года приобрели просто катастрофические масштабы. Главная причина — плохие условия жизни, отсутствие рабочих мест и достойных зарплат. И на этом фоне власть ничего не делает для решения проблемы, пичкая оставшийся народ пустой болтовней.

Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ подсчитал, наша страна достигла исторического антирекорда по количеству молодежи, проживающей в стране в 2024-м году — это самый низкий показатель за всю историю независимости Молдовы. С 2006 года число молодых людей

сократилось более чем в 2,5 раза и составило всего 537 тысяч.

ВЯЧЕСЛАВ ИОНИЦЭ экономический эксперт

«В 2014-м 25 процента молодежи в возрасте от 15-ти до 34-х лет находились за границей. А сейчас их уже 42 процента. И тогда, и сейчас молодежь — это самая большая группа граждан, которые находятся за границей. При этом внутри страны количество рабочих мест не растет. Наоборот, с 200 тысяч мы дошли до 165-ти тысяч рабочих мест для молодежи после 25-ти лет. Это — грустный вывод».

Демографы отмечают, что Молдова сейчас находится на этапе семейной интеграции за рубеж. Это означает, что мы через миграцию потеряли поколение родителей и поколение детей. Потенциально готовы мигрировать еще примерно 15% населения. В Молдове идет депопуляция. Или проще опустошение. Мы теряем себя как народ.

И еще одна потеря для Молдовы и ее граждан. Мы потеряли понятие «молдавский язык». Этот процесс начался намного раньше, но юридически его оформил в прошлом году режим Санду-PAS. Как говорится, быстро и без проволочек, простым парламентским большинством.

23 марта 2023 года президентка Майя Санду подписала соответствующий указ, о переименовании государственного языка страны с «молдавского» на «румынский». На своей странице в соцсети Санду заявила, что «те, кто десятилетиями подряд твердили нам, что мы, граждане Республики Молдова, говорим на «молдавском» языке, а не на румынском, — преследовали только одно: разделить нас». В итоге граждан Молдовы разделила сама Санду, отобрав у молдаван право называться молдаванами, ощущать себя молдаванами и говорить на их родном молдавском языке.

Вместе с языком у граждан Молдовы отобрали права и свободы. У Молдовы и ее граждан теперь нет независимой судебной системы, в которой можно было бы добиться справедливости суда, соблюдения закона. Молдова за четыре года правления потеряла традиционные для молдавского народа добродушие, трудолюбие, миролюбие, интернационализм. Наши граждане, поделенные Санду на хороших и плохих, стали злобными, и при этом равнодушными к чужой беде, и к бедам общим — к бедам страны.

Теперь мы разделены по политическим, духовным, нравственным принципам. Мы рискуем получить еще больший раскол, в том числе региональный. Власть отталкивает Гагаузию, Приднестровье, объявляя врагами их жителях.

Вполне, возможно, что рано или поздно и север страны будет записан в «плохой» регион. Другими словами, мы теряем ментальную, территориальную целостность, не под влиянием, не приведи господи, военных действий, не под влиянием каких- то внешних факторов, а сами позволяем власти растаскивать нашу Молдову по кускам изнутри, делая ее таким образом слабой.

Мы теряем свой молдавский код, уникальный, неповторимый в своем многообразии. Самое время — остановиться, подумать, прислушаться. На этом пока все. Увидимся.

 

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ