-0 C
Кишинёв

Снова невыполненные обещания: Учителя недовольны повышением зарплат всего на 200 леев и угрожают протестами | VIDEO

В столичном теоретическом лицее искусств имени Иона и Дойны Алдя-Теодорович работают 86 преподавателей. Как рассказывает председатель профсоюзной организации учебного заведения Лилиана БабИй, зарплата учителя составляет около 7.000 леев. В таких условиях им приходится выживать, ведь у них есть семьи, которые необходимо содержать.

По словам Лилианы Бабий, педагогам не остается ничего иного, как выйти на протесты, чтобы быть услышанными властями, поддержав требование Федерации профсоюзов сферы образования и науки о повышении оплаты труда на 35%.

ЛИЛИАНА БАБИЙ, председатель профсоюзной организации лицея им. Иона и Дойны Алдя-Теодорович: У некоторых наших учителей трое детей, и иногда я сама себя спрашиваю, как они выживают, и еще работают. Их стаж работы в школе — свыше 22 лет. Трое детей! Как они выживают и работают от зарплаты до зарплаты? А ведь их дети тоже учатся, расходы очень большие. Сравните рыночные цены и наши зарплаты — и мы как-то должны выживать! Девять процентов — неощутимое повышение, это 200 леев. Мы поддержим профсоюзы. Думаю, выйдем, будем отстаивать свои права. Нас власть вынуждает выйти и защищать свои права.

Лилиана Бабий обратила внимание, что на фоне мизерной оплаты колоссального труда педагогов, формирующих будущие поколения, чиновники получают зарплаты в десятки тысяч.

ЛИЛИАНА БАБИЙ, председатель профсоюзной организации лицея им. Иона и Дойны Алдя-Теодорович: Да, я понимаю, что они государственные служащие, но и мы работаем. Мы тоже работаем, и я не думаю, что зарплата учителя должна быть 7000 леев. Кто-то вот говорит: вам повысили зарплаты, но никогда не говорят, насколько. Не говорят, что повысили на 200 леев, на 100 леев. Общество думает, что нам повышают зарплату до 20-ти, до 18-ти тысяч. Но это не так.

Педагогический стаж Натальи Гожан — 22 года. Новость, объявленную правительством, она не считает повышением. В Кишинев на работу она каждое утро приезжает на общественном транспорте из Страшен, а это ежедневные траты. Не говоря уже о повседневных нуждах ее семьи.

НАТАЛЬЯ ГОЖАН, учительница географии в лицее им. Иона и Дойны Алдя Теодорович: Я сама из Кишинева, поэтому иногда остаемся у моих родителей в Кишиневе. Но в основном ездим по марщруту Страшены-Кишинев-Страшены с тремя детьми, которых я привожу с собой в лицей, потому что если они остаются в Страшенах, за ними некому следить. И эти поездки обходятся нам в сотню с чем-то в день. — На общественном транспорте? — Да, на общественном транспорте.

Ждем, когда однажды подумают и о нас. Потому что, не знаю почему, о преподавателях, педагогах забывают. И не только о тех, кто работает в лицеях, а и о тех, кто трудится в области дошкольного воспитания. Про нас забывают, а если что-то подкидывают, то по мелочи — 9 процентов или еще меньше.

В таком же положении находятся и многие другие преподаватели.

МАРИАННА ПРОГУЗА, учительница английского языка в лицее им. Петру Рареш: В семье мы двое бюджетников. Я — учительница, муж — спасатель, пожарный. Тяжеловато с двумя детьми, честно говоря. Боимся повышения цены на газ, ждем. А в конце месяца, в последнюю неделю, приходится одалживать деньги. Кто-то из родственников сказал: если не устраивает зарплата, смените профессии. Это меня немного обидело — то есть, в нашей стране не должно быть пожарных и учителей?

Хотелось бы, все-таки, побольше, чтобы хватало до конца месяца. В отпуск никогда не выезжали отдыхать, и даже не планируем. Всё лето занимаемся обустройством, утеплением дома, покупкой дров и так далее. Хотелось бы, чтобы было лучше. Чтобы детям мы могли сказать: хорошие у нас профессии, и уважаемые, поэтому идите и вы по нашим стопам.

АЛЕНА БАТРЫНЧА, педагог лицея им.Петру Рареш: С точки зрения профессии, не сказала бы, что это эффективное повышение. Это меньше, чем мы думали, зная, что профсоюзы предложили гораздо больше, чем это. (MUSCA) Наш труд должен быть оценен по достоинству. И если идет речь о протестах, я думаю, что каждый внес свой вклад и выразил свое мнение. Потому что мы работаем, и работаем довольно напряженно, и в условиях, когда цены растут ежедневно, мы не справляемся с ними, это правда.

ЛЮДМИЛА МАТЕЙ, учительница итальянского языка: Эти вышестоящие видят, какая ситуация в Республике Молдова. И если они говорят, что заботятся о нас и так много обещают, мы на них надеемся, живем только надеждой. Мы не можем опустить руки, и уйти. Учитывая, что нам уже объявили о повышении цен на газ и на остальное, разумеется, это повышение зарплаты слишком малое. У нас дети, у нас и другие заботы… И если их заявления о заботе о нас не подтвердятся, конечно мы выйдем на протесты.

Что касается вспомогательного персонала в учебных заведениях — об этих людях власти практически забыли.

АЛЕКСАНДР, охранник в лицее им. Иона и Дойны Алдя-Теодорович: Конечно, должны и нам повысить. Потому что о техническом персонале, как мы видим, чаще всего забывают. Как правило, повышают учителям, врачам, а о техническом персонале, как я уже говорил, забывают. Строительные материалы дорожают, работа, дерево, металл — всё абсолютно. Жизнь стала дороже и тяжелее.

— На что вам хватает зарплаты в 5000 леев? На коммунальные хватает?
— На это хватает, а куда деваться! Когда получаю, откладываю на коммунальные, потому что если перенесу на следующий месяц будет совсем тяжело. Приходит на полторы тысячи, если еще месяц — получается три тысячи. Совсем тяжело. Хоть бы и нам повысили. Мы ведь тоже работаем. Здесь много детей, и сейчас, когда грязь, много работы у нас. Хоть бы и нам немного повысили…

Напомним, в 2024 году оплата труда педагогов выросла на 15%, хотя профсоюзы настаивали на повышении в 20%. Профсоюзы сферы образования грозят протестами, требуя роста заработной платы выше, чем указано в проекте законе о госбюджете на следующий год в размере лишь девяти процентов.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ