Бывшие патентообладатели с разных регионов республики провели в понедельник у здания Конституционного суда в Кишиневе протест, требуя отмены поправок, внесенных в закон об экономической деятельности. Люди говорят о том, что реформа Алайбы для патентообладателей провалилась и что они хотят продолжать свою деятельность в прежнем режиме. В свою очередь, в КС отказались давать комментарии по поводу протеста.
В то время, как министр экономики Дмитрий Алайба рапортует о том, что проблема патентообладателей решена, и что все они благополучно стали предпринимателями, бывшие владельцы патентов утверждают, что это неправда. Инициативная группа, представляющая патентообладателей со всей страны, организовала акцию протеста перед Конституционным судом с требованием отменить изменения, внесенные в закон об экономической деятельности, и позволить им продолжать свою работу в прежнем режиме.
Элеонора Цуркану, бывший патентообладатель, говорит, что у них нет другой возможности зарабатывать себе на жизнь.
ЭЛЕОНОРА ЦУРКАНУ , бывший патентообладатель: Рынки после этой реформы самоликвидируются. Для работающих на рынках людей патенты были единственным источником выживания, а не источником обогащения, и мы не сдадимся, будем бороться до конца. У наших коллег, которые подчинились, большие проблемы, мы возмущены до предела, у нас есть два вопиющих случая, в Теленештах и в Бричанах, где идет судебное разбирательство. Представители налоговой инспекции проводили рейды, штрафовали, запугивали пожилых людей, где даже некоторым женщинам становилось плохо, вызывали скорую, они попали в больницу. Так нельзя !!!
Бывшие патентообладатели приехали в Кишинев с разных регионов республики. Люди говорят, что за год после отмены патентов, рынки практически опустели, покупателей становится всё меньше, кассовые аппараты больше ремонтируются, чем выполняют свою функцию.
Патентообладатель из Каушан Никифор рассказывает, что потратил больше денег на ремонт, чем заработал.
НИКИФОР: — Он не работает, как положено в зимнее время, тяжело. С документами трудно — должны были или оставить как было или сделать единовременный налог, который я заплачу и всё.
Отвозят в ремонт, а потом нам говорят: приходите через неделю. И за это время мы платим единовременный налог, арендную плату, охрану – все как положено. Для нас это недостаток. Прошла неделя, а мы сидим на месте.
В кассе указан адрес, персональный код. Почему это необходимо? Полиция борется за то, чтобы мы их не выдали, чтобы преступники к нам не пришли. Но вот, пожалуйста. Мы должны им дать. Как их дать? Это полное беззаконие. Конституционный суд должен защитить нас. Когда мы обращаемся к правительству, оно никак не реагирует. Будто мы никто. Прошлым летом президент вообще не выходил на улицу. Он ни разу не пришёл нас спросить. Нас было много, со всей Молдовы.
По словам протестующих, из пяти тысяч человек, ранее работавших по патентам, 40 процентов-это люди с особыми потребностями и пенсионеры. Вышедшие на митинг говорят, что остались со своими проблемами один на один, что им не к кому обратиться за помощью.
МИРЗА АМРАХОВ, бывший патентообладатель из Бельц: Год и месяц мы ждем правильного и справедливого суда, год и месяцю Пожалуйста, господа судьи, будьте объективны, будьте справедливы, потому что от вашего решения, от вашего поступка зависит судьба многих семей. Честное слово, сил нету, мы год и месяц ждем суда, и вот, еще раз повторюсь, мы каждый день просыпаемся и ждем, когда пройдет справедливый суд, но мы даже не имеем даты этого суда.
Мы просто не выживем. Мы не отказываемся платить. Пока мы заплатили патент, Соцфонд, пенсионеры заплатили 400, не пенсионеры 500. Они должны понимать, что мы не справимся с этой технологией — с кассовыми аппаратами. И мы не отказываемся платить. Верните нам или патент, или просто какой-то единый налог Надо только понять. Люди просто уйдут с рынка. А рынок – это, можно сказать, сердце города, налоги. Мы всегда платили все налоги.
— В такой экономической ситуации брать за горло людей, душить… многие пенсионеры вообще не знают, с какой стороны подойти к этому кассовому аппарату, основная масса оставшихся на рынке — это пенсионеры, которые никуда не выезжали, платили до этого тут налоги, и они остались тут, на рынках, для выживания. Не хватает пенсии, реально не хватает.
Летом 2023 года, спустя примерно 7 месяцев после запрета торговли по патенту, представители бывших патентообладателей из разных районов страны заявили, что инициатива власти превратить патентообладателей в бизнесменов и директоров компаний, — провалилась.
И что примерно половина из более чем 5 тысяч патентообладателей уехали работать за границу, а 90 процентов из оставшихся попытались зарегистрировать индивидуальное предприятие, но так и не смогли, поскольку это требует дополнительных затрат, которые они себе позволить не могут.
30 июня прошлого года на протесте в столице сторонники Блока «Победа» выступили в защиту патентообладателей, настаивая на продлении разрешения на торговлю на основе патента. Депутаты Блока «Победа» мотивировали это тем, что запрет предпринимательских патентов приведет к уничтожению розничной торговли и что он выгоден только сетевым супермаркетам.
Группа депутатов-социалистов обратилась в Конституционный суд, раскритиковав изменения к закону о патентообладателях, поскольку, по их мнению, «подлежащие конституционной критике нормативные акты призваны лоббировать интересы крупных игроков в сфере торговли». И что для мелких торговцев законодательные рамки противоречат принципам рыночной экономики, закрепленным в Конституции Республики Молдова».