4.2 C
Кишинёв

Тысячи нуждающихся годами ждут персональных ассистентов: Несмотря на то, что Министерство труда обещало решить этот вопрос, ситуация только усугубилась | VIDEO

Тысячи людей с тяжелыми формами инвалидности ждут, когда им выделят персонального ассистента. И несмотря на то, что Министерство труда обещало еще в прошлом году решить эту проблему в рамках реформы «Restart», ситуация до сих пор не изменилась. Вместо того, чтобы уменьшаться, очереди на персональных ассистентов выросли, достигнув в этом году 4000 заявок. Как люди из этих списков справляются с ситуацией и какие у них перспективы, узнаете из следующего материала.

Жительница Каушанского района 45-летняя Валентина Гуцу долгое время ждёт, чтобы ее оформили в качестве персонального ассистента для 39-летней сестры. У сестры тяжёлая степень инвалидности.Она получает пенсию в размере 4 тысяч 200 леев, которой недостаточно для покрытия расходов на лекарства и питание.

— У нее с детства была вторая степень инвалидности, а с тех пор как стали делать диализ, изменили пенсию.
— Какая степень?
— Тяжелая.
— Какую пенсию она получает?
— 4200 леев. Может для кого-то 4200 леев это много, но для нас точно мало. Я не особо жалуюсь, но почему бы не оформить меня персональным ассистентом, ведь она тратит из своей пенсии, в том числе когда я с ней езжу. Сумма увеличивается вдвое: со 150 леев до 300 леев и 900 леев в неделю.

Женщина страдает лейкемией и не может работать, поэтому постоянно сталкивается с финансовыми трудностями. Ситуация улучшилась бы, если бы ей платили за помощь, которую она оказывает своей сестре. С лета она подала заявку на оформление в качестве персонального ассистента, но власти до сих пор на это не отреагировали.

ВАЛЕНТИНА ГУЦУ, жительница села Фырлэдены: «Заявление я написала 9 августа. На который мне до сих пор не дали никакого ответа. У меня есть пенсия, которую я получаю тоже по инвалидности».

51-летняя Светлана Калдарова находится в аналогичной ситуации. Она тоже подала заявление о приеме на работу в качестве персонального ассистента для своей старшей сестры, которая страдает тяжелой умственной отсталостью и требует постоянного присмотра. Светлана говорит, что пенсии сестры не хватает даже на медикаменты, поэтому ей приходится откладывать деньги, чтобы покрыть насущные расходы.

СВЕТЛАНА КАЛДАРОВА, жительница города Каушаны: «Девочки мне сказали, что мы рады вам помочь, но работы у нас нет. Я жду это место уже 2 года. Знаете какая у нас ситуация, я работаю, не могу сидеть дома на те 2000 леев, которые мне дают. Я кормлю ее на свои деньги, мне их не хватает… Еще я покупаю ей таблетки. Не могу бросить ее, мне жалко. Моя мама перед смертью попросила меня позаботиться о ней».

49-летняя Елена Кумпэте является персональным ассистентом для своего мужа, который 7 лет назад попал в автомобильную аварию и был парализован. Помимо выплат, которые он получает, Елена каждый день работает, заботясь о супруге. Пенсия мужа небольшая, и теперь, когда приближается зима, супруги беспокоятся о том, смогут ли они покрыть расходы.

– Какая пенсия у вашего мужа?
— 1500 леев.
— Сколько вы получаете?
— 4650 леев.
— Каждый месяц вы получаете такую сумму, кроме этого есть еще и траты на продукты?
— Нам этого мало, как ни крути… Беда случилась в нашем доме. Из дома ничего продать не могу, дрова нужны, газом отапливать не можем. Газ у нас дорогой. Смотрите, там носки, одеяла, я его одеваю, но всё равно в доме холодно.

Хотя в прошлом году Министерство труда обещало решить проблему с запуском реформы «Restart”, Светлана Токан, представитель Территориального агентства социальной помощи в Каушанах, сообщила нам, что ситуация осталась прежней, и очереди на должности персональных ассистентов увеличились.

СВЕТЛАНА ТОКАН, представитель территориального агентства соцобеспечения: «В рамках службы у нас имеется 104 и 75 сотых кадровых единиц, из которых работают 114 персональных ассистентов, которые обслуживают 114 бенефициаров. Ситуация та же, финансирования у нас нет. Последнее финансирование было в 2022 году, опять же из минимального пакета услуг. В очередь вновь включили людей, отстраненных после индивидуального договора от работы. Сейчас у нас есть только один бюджет – государственный».

Мы запросили комментарий в Министерстве труда и социальной защиты, чтобы узнать, как будет решен этот кризис и почему после реформы „Restart”, ситуация не улучшилась. Но ко времени подготовки этого материала ответа не получили.

В настоящее время в Республике Молдова работают около 7200 персональных ассистентов, из них 5000 ухаживают за взрослыми с тяжелыми формами инвалидности и 2200 за детьми с тяжелыми заболеваниями. Зарплата персонального ассистента составляет 3850 леев в месяц, и этой суммы недостаточно для покрытия всех потребностей.

Напомним, в рамках реформы «RESTART», стартовавшей 1 января, обязанности в сфере социальной помощи перешли от местных органов власти к Министерству труда и социальной защиты, за исключением муниципия Кишинева и Гагаузии. Министерство занимается этими вопросами через территориальные агентства социальной помощи.

Изменения повлекли за собой реорганизацию большого количества сотрудников, некоторые из которых не смогли сохранить свои должности. В процессе повторного трудоустройства оценивались профессиональные способности, работоспособность и добросовестность сотрудников, некоторые из которых не прошли оценку. В результате реформы многие граждане с инвалидностью остались без персональных ассистентов и находятся на попечении родственников без оплаты их работы. Заработная плата социальных работников определяется в соответствии с профразрядами и может достигать 6000 леев.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ