7.2 C
Кишинёв

«В законе нет понятия «враждебного языка». Почему в Молдове за высказывания разжигающие ненависть вместо уголовной ответственности выписывают штрафы? | VIDEO

По данным Ассоциации независимой прессы, а также Коалиции за инклюзивность и недискриминацию, в ходе избирательной кампании властями было обнаружено и задокументировано всего 42 случая разжигания ненависти, но эти процессы не окончены, также как, как и нет ясности, какое наказание может быть применено. В свою очередь, Ассоциация Promo-LEX утверждает, что подобных случаев свыше 40. Среди них сообщения, разжигающие ненависть и провоцирующие раскол в обществе со стороны активистов PAS. И тем не менее, некоторые из них отделались простым штрафом, хотя согласно статье 176 Уголовного кодекса, за нарушение прав граждан путем пропаганды фашизма, расизма и ксенофобии грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности.

«Сатана этот Стояногло, гагауз, которого молдаване…да пробудится Штефан чел Маре… настоящий молдаванин никогда не проголосует за гагауза. «Гагауз» означает предатель.

Я желаю, чтобы после получения краденных денег все отцы, матери и их дети заболели раком — вот, чего желаю. Те, кто питается на краденные деньги, кровавые деньги — только этого вам желаю».

Представители НПО обсуждали именно такие случаи, подчеркивая, что они стали известны общественности лишь после того, как о них сообщили в полицию. Однако на протяжении многих лет активисты PAS распространяли сообщения ненависти в публичном пространстве и никогда не упускали возможности нападать на граждан, которые не разделяют их взгляды и мнение.

Георгина Друмя, член Коалиции за инклюзивность и недискриминацию, считает, что из-за отсутствия в законодательстве понятия «враждебного языка» власти сталкиваются с трудностями в документировании случаев и применении санкций. В настоящее время наказуемо только высказывание, разжигающее дискриминацию, тогда как высказывания, пропагандирующие или оправдывающие ненависть, остаются безнаказанными. Именно поэтому необходимо скорректировать правовую базу, введя в нее понятие «язык вражды» и соответствующее правонарушение, включающее все формы его проявления.

ГЕОРГИНА ДРУМЯ, член Коалиции за инклюзивность и недискриминацию: «Каковы те элементы, которые должен знать офицер уголовного расследования, чтобы трактовать разжигание ненависти, используемое в этом положении о правонарушении? Он их не знает, поскольку они не объясняются, соответственно, норма становится неприменимой. Наказываются только предвыборные кандидаты, если они используют разжигание ненависти или подстрекательство к дискриминации, или в ходе избирательной кампании, чаще всего не кандидаты используют разжигание ненависти, а их сторонники. Соответственно, опять же, мы не можем наказать кого-либо, кроме кандидата».

На круглом столе также присутствовала депутат ПАС, секретарь парламентской Комиссии по правам человека и межэтническим отношениям Анджела Мунтяну-Пожога. На вопрос корреспондента Пятого канала, почему власти до сих пор не вмешались в борьбу с этим явлением, учитывая, что активисты ПАС уже не первый раз проявляют вербальную агрессию, она предпочла снять с себя ответственность, переложив ее на плечи правоохранительных органов.

АНДЖЕЛА МУНТЯНУ-ПОЖОГА, депутат ПАС, секретарь парламентской комиссии по правам человека и межэтническим отношениям: «Во-первых, это вопрос не к депутату, а к представителю ведомства, ответственного за этот вопрос, например, в данном случае, я думаю, полиция должна разбираться. Ждем. Лично я также обращалась в полицию, и жду каких-то ответов по некоторым случаям разжигания ненависти, имевшим место во время избирательной кампании. Как я уже говорила, закон новый, на данный момент он может быть не таким эффективным, потому что нужны определенные механизмы, которые последуют в результате реализации этого закона, мы ждем».

Мы также спросили представителей Коалиции за инклюзивность и недискриминацию, почему они используют двойные стандарты, когда в случае с активистом PAS Марином Андони, который распространял ксенофобские послания в публичном пространстве, полиция применила лишь штраф, хотя законодательство предусматривает более жесткое наказание, а активиста из Гагаузии Михаила Влаха задержали на 72 часа лишь за критическое сообщение в адрес руководства страны,что вызвало подозрения в насилии.

ГЕОРГИНА ДРУМЯ, член Коалиции за инклюзивность и недискриминацию: «Думаю, лучше спросить у представителей Генинспектората полиции и МВД. Мы как теоретики и как практики гражданского права не можем рассуждать на темы, которые в компетенции офицера уголовного расследования. Санкции должны применяться пропорционально. Каждый случай рассматривается индивидуально, и когда мы говорим о разжигании ненависти, последствия для каждого человека различны. Чье-то выступление может меньше задеть меня и больше затронуть кого-то другого, соответственно, при применении санкции учитываются все обстоятельства».

Представители Ассоциации независимой прессы и Коалиции за инклюзивность и недискриминацию считают, что данных и доказательств недостаточно, чтобы оправдать ужесточение наказаний, подчеркивая, что необходимо больше времени для анализа исполнения закона, эффективности санкций и их пропорциональности, прежде чем предлагать законодательные изменения.

«Я поработаю, заработаю денег и уплачу штрафы. А вам желаю заболеть раком — всем, кто питается на краденные деньги».

Напомним, что два года назад Парламент внес поправки в Кодекс о правонарушениях и Уголовный кодекс, введя новые положения и санкции, направленные на предотвращение и наказание подстрекательства к дискриминации, а также насильственных действий, мотивированных предрассудками.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ