Уже более недели пожилые люди в Бельцах выстраиваются в очередь у единого окна территориального Агентства социальной помощи, опасаясь, что не успеют подать заявку на компенсацию за энергоресурсы. Пенсионеры часами простаивают на холоде, чтобы добраться до окошка оператора. Они недовольны организацией процесса и говорят, что власти не думают о них. Более того, люди жалуются, что проработав всю жизнь, в итоге они оказались зависимыми от государства. Как им приходится добиваться компенсации — в нашем следующем сюжете.
В отчаянии из-за проблем, растущих из-за бедности, в которой они вынуждены жить на мизерную пенсию, бельцкие пенсионеры простаивают в очереди у единственного окна территориального Агентства социального обеспечения, чтобы подать заявку на получение компенсаций от государства. Одна из них 77-летняя Неля Шубейнич. Пенсионерка рассказала нам, что почти 50 лет усердно работала, чтобы спокойно пожить на пенсии, однако реальность оказалась не такой, какой она себе ее представляла.
НЕЛЯ ШУБЕЙНИЧ, пенсионерка: «Я вышла на пенсию в 2004-м и еще плюс отработала уже будучи на пенсии 16 лет. У меня уже где-то около 50 лет стажа. — 50 лет стажа работы? Какая у вас пенсия? — 2790. — 2790 леев? Скажите на что вам хватает? — Ни на что. Если бы не дети, у дочери, еще внучки, сын работает, и то работы такой нет, была работа, сократили, и всё и так, где как придется».
Пенсионерка жалуется на то, что чувствует себя бедной и измученной из-за того, что приходится выживать на небольшую пенсию, которой не хватает даже на самое необходимое. В территориальное Агентство социального обеспечения она пришла, чтобы подать заявление на получение помощи от государства, зная, что без этого не справится с расходами в холодное время года. По ее словам, накопившиеся за отопление долги ей приходится выплачивать в течение всего года.
НЕЛЯ ШУБЕЙНИЧ, пенсионерка: «У меня получается так, сколько могу плачу, потом всё лето у меня отопления нет, я его плачу и до нового отопления я уже расплачиваюсь. Я каждый месяц платила и даже вот летом оплачиваю 1900, 1700 где-то вот так. Это я еще мало оплатила».
В той же ситуации находится и Алина Гогоша. Женщина жалуется, что ее пенсии не хватает даже на лекарства.
АЛИНА ГОГОША, пенсионерка: «Приходится тут стоять, чтобы хоть что-то давали, и то я плачу за свет сколько у меня с зимы остается — где-то 5-6 тысяч и всё лето я плачу еще по 500 леев, чтобы рассчитаться с долгом, и то не рассчитываюсь, потому что мне не хватает. Если пенсия 2500, как я могу оплачивать всё? Иногда лекарства надо и заплатить за газ, воду, свет, за всё, а на еду надо. Зимой давали компенсацию 800 леев, я 800 леев и свои 500 доплачивала, а потом, что у меня там оставалось шло уже на долг».
Пенсионерка и не помнит, когда в последний раз покупала новое пальто или пару обуви.
АЛИНА ГОГОША, пенсионерка: «А сейчас вы позволяете себе купить какие-то вещи? — Да ты что, детка? Вон смотри хожу в старых ботинках, которым уже 10 или 15 лет и не могу себе ничего купить, потому что у меня не хватает денег».
С раннего утра пришли в территориальное агентство, чтобы подать заявку на компенсации, и десятки других пенсионеров. Люди рассказали нам, что вынуждены часами ждать на холоде, чтобы попасть к окошку оператора. Они недовольны такой организацией и тем, что в этом году для них было открыто только одно окно приема.
«Пускай немножко думают о простом народе, которые всё-таки ходили и выбирали, но не чувствуется вот это то, что они обещают-обещают, а делать кто будет?»
«И на автовокзале был, и в библиотеке, везде в районах были участки, где принимали, не было вот такого ажиотажа».
«Вы знаете это они неправильно делают, допустим все данные есть в компьютере, о пенсионере, сколько он получает пенсию, всё есть, и они это могут решить без нас».
По поводу возможности подать заявку онлайн некоторые из наших собеседников говорят, что у них нет необходимых для этого гаджетов,, и даже те у кого есть телефоны, не знают, как это сделать.
«У меня есть телефон, но я не знаю как. Я даже согласна кому-то заплатить».
«Вы знаете он есть, но я не умею им пользоваться, телефон есть. — Помочь некому? -Ну, а кто поможет?»
Представители территориального Агентства социального обеспечения установили палатку для тех, кто стоит в очереди, чтобы они не мёрзли на улице. Но люди говорят, что в этой палатке, такая же температура, как и снаружи.
«Я даже не знала, что это такое, сказали что греться, а я зашла, а там не так уж тепло. Холодно, да».
«Ну то что нет никакого отопления да, но хотя бы от ветра люди заходили, но раньше и этого не было, стояли с 3 часов утра до…»
Представители Агентства, принимающие заявки, сообщили, что работа ведется без перерыва и без выходных, чтобы справиться с наплывом людей. На вопрос нашего репортера, почему в этом году была открыто только одно окно, глава территориального Агентства социального обеспечения Лучия Дионяк затруднилась ответить.
ЛУЧИЯ ДИОНЯК, глава Северного и Северо-западного территориального агентства социального обеспечения: «Здесь работают 15 специалистов, в универсальном магазине, два специалиста в офисе, дополнительно. — В прошлом году у вас в городе Бельцы какое количество было данных секций, чтобы можно было бы подать заявку? — Вы прекрасно знаете, что было по библиотекам еще, получали люди заявки, сейчас только у нас и те которые не могут двигаться и им тяжело, у нас есть мобильная группа, которая ездит по домам, по бенефициарам и регистрирует их на месте. — почему в прошлом году было гораздо больше секций, а в этом году только одна? — я не могу на это ответить».
Заявки на получение компенсаций могут быть поданы до 28 ноября. На сегодняшний день уже зарегистрировано более 300 тысяч граждан на получение помощи от государства. Отметим, что в этом году власти ужесточили условия предоставления помощи по оплате за энергоресурсов.