Ничего не знаем, ничего не видели, ничего не слышали. Центризбиркому ничего не известно ни о блокировании автобусов с молдаванами в Латвии, ни об инциденте на мосту между Рыбницей и Резиной, где избирателям не позволяли попасть на избирательные участки, ни о том, что произошло на избирательных участках в Варнице, где сотни людей не проголосовали из-за сообщения о бомбе. А что касается избирательной кампании, проведенной Майей Санду с использованием грязных приемов, то ЦИК, снимая с себя ответственность, заявил, что никаких доказательств на этот счет нет.
Центральная избирательная комиссия представила предварительные результаты голосования во втором туре, заявив, что выборы признаны состоявшимися, поскольку в них приняли участие более 1 миллиона 600 тысяч избирателей. Голосование прошло без серьезных инцидентов, главными из которых были фотографирование бюллетеней и предвыборная агитация. Лишь в 26 случаях, по данным ЦИК, возникли подозрения в подкупе избирателей. И это при том, что Майя Санду заявляла о попытке покупки более 300 тысяч голосов граждан в разгар предвыборной кампании. Также в 27 случаях была подтверждена организованный подвоз избирателей. Однако избирательный орган разглядел подобные случаи только в четырех странах за пределами Европейского союза.
ПАВЕЛ ПОСТИКЭ, вице-председатель ЦИК: «В Центризбирком поступили сообщения о попытках организовать транспорт на нескольких избирательных участках в Российской Федерации, Беларуси, Турции и Азербайджане».
Павел Постикэ предпочел обойти вниманием случаи, имевшие место в странах Евросоюза, таких как Италия и Румыния, где молдаване организовали транспорт для студентов и сограждан, желающих добраться до избирательных участков. На вопрос журналистов Пятого канала, как понимать эти двойные стандарты Павел Постикэ ответил так:
— Это же двойные стандарты. Или в России это нарушение, а в ЕС это другое?
— Вы можете формулировать вопросы по своему усмотрению. Несомненно то, что на данном этапе в Центральную избирательную комиссию, как я уже говорил, поступили сообщения о нескольких случаях организованной перевозки избирателей.
Павел Постикэ не знал, что сказать и об инциденте на мосту Рыбница — Резина, где сотни автомобилей стояли в очереди из-за сообщения полиции о якобы поступившем предупреждении о его минировании, оказавшимся впоследствии ложным, что помешало десяткам избирателей с левобережья Днестра проголосовать на выборах.
ПАВЕЛ ПОСТИКЭ, вице-председатель ЦИК: «Большинство из них задокументированы коллегами из Генерального инспектората полиции и они, соответственно, позже предоставят нам более подробную информацию, и мы тогда узнаем».
По словам Постикэ, у членов ЦИК нет достоверной информации даже относительно сообщений о бомбе. По словам Постики, такое на выборах происходит впервые. Совершенно очевидно, что инцидент помешал проголосовать избирателям, приехавшим в Варницу, где в лицее были оборудованы три участка. После того как стало известно, что здание заминировано, одну из урн эвакуировали.
ПАВЕЛ ПОСТИКЭ, вице-председатель ЦИК: «Эти вопросы вам следует задать в первую очередь коллегам из Генерального инспектората полиции, которые расследовали эти случаи, потому что мы также проинформированы, более подробно об этих происшествиях».
Что касается двух избирательных участков в России, где, по словам сотрудников участков, бюллетени закончились до закрытия и тысячи людей не проголосовали, Постикэ заявил, что эта информация не соответствует действительности.
ПАВЕЛ ПОСТИКЭ, вице-председатель ЦИК: «Во-первых, ни на одном избирательном участке в Москве бюллетени не закончились, хотя голосование было продлено».
Однако видео с участков в Москве опровергает слова Постикэ. Представитель комиссии, объявил, что бюллетени закончились, когда на улице еще оставались тысячи людей.
На вопрос о том, что в Латвии без уважительных причин были заблокированы автобусы с молдаванами, в результате чего были лишены права голоса сотни избирателей, представитель ЦИК рекомендовал нам обратиться в Министерство иностранных дел.
Что касается вопроса Пятого канала о том, что проведенная Майей Санду предвыборная кампания, которая включала в себя использование грязных приемов, таких как очернение оппонента посредством необоснованных обвинений, страшилки, ксенофобские заявления и публикацию списков так называемых «предателей родины», была направлена на разжигание ненависти в обществе, Постикэ сказал, что доказательств этого нет.
— Проигнорирует ли ЦИК подобные явления? Почему Майю Санду не наказали за такую кампанию?
— Мы говорим и отвечаем в пределах имеющихся у нас доказательств и полагаемся в том числе на судебные решения. На данном этапе нет решения суда, подтверждающего выдвинутые Вами гипотезы.
Другими словами листовок Санду, очерняющих контркандидата, ксенофобских заявлений ее сторонников, задержаний политических оппонентов на их акциях протеста, о чем СМИ делали множество новостей, массивного использования Санду и всем госаппаратом административного ресурса, на что указывали наблюдатели – Промолекс и ОБСЕ – всего этого в ЦИК не заметили или не посчитали аргументом, чтобы взять в расчет. Ну, а действительно, это же Марину Таубер с выборов можно снимать за оплаченную пиццу. А Санду — ни в коем случае!
Всего, по данным Центризбиркома, в день второго тура президентских выборов было зафиксировано 255 инцидентов.