Признание результатов конституционного плебисцита вызвало активную реакцию в обществе. Бывший вице-министр юстиции Николае Ешану утверждает, что «подтвердив результаты референдума, Конституционный суд открыл ящик Пандоры. Конституция стала чрезвычайно уязвимой для возможного авантюриста-популиста, который мог бы использовать этот путь для изменения системы правления, чтобы облегчить путь к установлению тоталитарного режима».
Со своей стороны экс-министр экономики Александр Муравский считает, что члены Конституционного суда, проголосовавшие «за», грубо нарушили требования статьи 208 часть первая Кодекса о выборах, и это отметили многие аналитики. Однако, добавляет Муравский, председатель суда Домника Маноле ранее допустила еще более серьезное нарушение закона о Конституционном суде. В мае этого года она открыто пропагандировала европейский вектор страны, заявив следующее: «Мы маленькая страна, которая только начинает укреплять свои институты. Но у нас есть серьезные намерения вступить в Евросоюз. Конституционный суд дал положительное заключение по изменениям в Конституцию путем референдума. Поправки направлены на внесение в Конституцию отдельной статьи, посвященной вступлению в ЕС. Таким образом, можно сказать, что Конституционный суд подготовил республике путь в ЕС… Надеемся, что население страны также одобрит на октябрьском референдуме внесение поправок в Конституцию, связанных со вступлением в Евросоюз — оплот свободы, безопасности и справедливости», — цитирует Муравский слова Маноле.
Политический аналитик Валерий Осталеп считает, что референдум явно провалился. «Инструменты, которые были представлены нам на этих выборах, представляют собой часть того, что нас ждет в будущем.
«Абсолютная ложь, фейки, истерия, угрозы, ненависть — все, чтобы подавить любого нормального человека. Очевидно, что референдум провалился и это явно незаконный плебисцит. Понятно, что даже в этих условиях результаты показывают нечто иное, чем то, что нам навязывают. Санду не только портит все, к чему прикасается. Ради власти она ввергла страну в нацизм и психопатию, и нам придется во всем этом погрязнуть, причем очень дорогой ценой», — утверждает аналитик.
ВАЛЕРИЙ ОСТАЛЕП, политолог: «Инструменты, которые были представлены нам на этих выборах, представляют собой часть того, что нас ждет в будущем. Абсолютная ложь, фейки, истерия, угрозы, ненависть — все, чтобы подавить любого нормального человека. Очевидно, что референдум провалился и это явно незаконный плебисцит. Понятно, что даже в этих условиях результаты показывают нечто иное, чем то, что нам навязывают. Санду не только портит все, к чему прикасается. Ради власти она ввергла страну в нацизм и психопатию, и нам придется во всем этом погрязнуть, причем очень дорогой ценой».
Генеральный директор IMAS Дору Петруцци тоже раскритиковал решение Конституционного суда. На своей странице в Facebook он написал, что «скорее всего, мы являемся свидетелями внедрения социологической дебилизации, возможно, предпринимается попытка свергнуть Валериу Паша». За три дня до второго тура президентских выборов представить политическое исследование с тремя сценариями исхода, своего рода футбол 1Х2, из которого можно выбрать любой исход, какой хочешь… это уже слишком. Эту социологическую пародию на Хэллоуин должны остановить власти, инопланетяне, я не знаю, но когда-нибудь и как-то ее нужно остановить. То, что происходит сейчас в Республике Молдова, с социологической точки зрения является абсолютной галлюцинацией. Простите за выражение… но в пейзаже уже не хватает только плота и расширения реки Бык», — писал Петруцци.
Политолог Корнелиу Чуря обратил внимание на то, что власти пытаются создать своего рода демаркационную линию, создающую впечатление о существовании «плохой» и «криминальной» стороны истории, а Майя Санду борется на «хорошей» стороне.
КОРНЕЛИУ ЧУРЯ, политолог: «С помощью таких примитивных, но часто используемых элементов власть попытается добиться своих целей. Но вопрос в том, закончится ли все это сразу после президентских выборов или нет? В принципе, мне кажется, что хотя такие методы искусственно возбуждают часть общества, власть строит некую виртуальную политическую реальность».
К этому времени ни в правительстве, ни в Конституционном суде не отреагировали на критику, прозвучавшую в публичном пространстве. Отметим, что 31 октября Конституционный суд признал результаты референдума, прошедшего 20 октября. Двое судей заявили об особых мнениях. Речь идет о Владимире Цуркане и Серджиу Цуркане. Таким образом, только четыре судьи КС признали результаты референдума по внесению поправок в Основной закон страны, закрепляющим приоритет законов Евросоюза над национальными.
Плебисцит был признан состоявшимся, поскольку участие в нем приняли 50,72 процента избирателей. При этом бОльшая часть граждан, проголосовавших на территории Молдовы, ответили на референдуме «НЕТ», и только в восьми районах из 32-х большинство ответили «ДА». Разница в ответах составила всего в 0,72 процента. На итоговый результат повлияло голосование представителей диаспоры. Ряд политиков, участников референдума и кандидатов на выборах президента потребовали аннулирования объявленных результатов плебисцита, указывая на нарушения процесса голосования на избирательных участках за границей.