Число граждан, теоретически составляющих население одного села, повлияли на судьбу всей Молдовы. Речь идет об 11 тысячах представителей диаспоры, чьи голоса стали решающими на еврореферендуме 20 октября, хотя в самОй Молдове большинство избирателей проголосовали “Против”. Съемочная группа “Пятого канала” нашла населенный пункт, в котором когда-то проживало около 11 тысяч жителей – то есть, именно столько, сколько людей повлияло на результаты нынешнего всенародного плебисцита.
Мы находимся в селе Карпинены Хынчештского района, которое когда-то было одним из крупнейших в стране и где когда-то проживало около 11 тысяч жителей. Примерно столько же граждан на нынешних выборах решили судьбу остальных почти 2 миллионов 600 тысяч избирателей. – Эти 11 тысяч человек в разные годы покинули родину, пополнив ряды диаспоры. Как говорили когда-то: “Ленин умер, но дело его живёт”. Так и сейчас: люди уехали, а их голоса имеют значение.
– Один, два, три, здесь никого, отсюда трое уехало и справа один. — Четверо? — Четверо. – Давно уехали? – Давно, там они обосновались. – Домой часто приезжают? – Редко, очень редко. Раз в три-четыре года, может чаще. Видите, тут все заброшено. – А из села много уехало? – Много, потому что село у нас большое и многие уехали.
На улице имени Штефана Водэ этого населенного пункта четыре семьи давно уже покинули Молдову.
Обосновались в Греции, Италии, Соединенных штатах, и назад возвращаться не собираются. Вместе с тем, они выбирали, как лучше жить соседям, оставшимся дома.
МАРИЯ СТОЯН, корреспондент Canal 5
– Владельцы этого дома уже более 30 лет живут за границей. Их дом давно уже там, а дом в Карпиненах, как видите, ветшает, разрушается и зарастает травой. Соседи говорят, что хозяева редко приезжают домой, ненадолго, и не видят своего будущего здесь — ни с Европой, ни без
– Они уехали или в Грецию, или в Италию. — Давно? – С 1979 года.– Пока они не приехали продавать дом, вы часто их тут видели? – Они иногда приезжали. — Надолго? — Нет.– Что вы думаете о том, что люди из диаспоры, которые давно уже там обосновались, на выборах решают за вас? – У них не должно быть права голосовать, да и за что им голосовать, если они не знают, что здесь происходит? – Если я живу дома, какое сосед имеет право мною управлять? Правильно? — Сосед, который не жил здесь десятилетия…- Этого соседа нет в живых, у этой женщины умер муж и она уехала в Америку.
МАРИЯ СТОЯН, корреспондент Canal 5
– Семья, которая долго здесь проживала, не появлялась дома уже больше 10 лет. Хозяин умер, а жена забрала дочерей и уехала. Соседи говорят, что они теперь живут в Греции и вероятность того, что они когда-нибудь вернутся в родительский дом, равна нулю. Но даже если их больше ничего не связывает со страной, эти люди вполне могут оказаться среди избирателей, которые идут на выборы и решают, как жить тем, кто остался в Молдове. И это ненормально, говорят сельчане.
– Когда они уехали? – Давно уже. – Давно, это сколько? – Где-то лет 10 должно быть. – Они все там. И семья, и дети? – Ее муж умер, и женщина уехала. – Она часто приезжает домой? — Нет. – Как вы считаете, это нормально, что люди, которые десятилетиями не приезжают в Молдову и давно уже обосновались за границей, решают вашу судьбу? – Нет, это не нормально.
Аналогичная ситуация наблюдается и на улице Лэпушница. Здесь почти не осталось жителей, дома заброшены уже много лет. Некоторые из их владельцев так никогда сюда и не возвращались, после того как уехали. Тем не менее, они тоже могут решать судьбу покинутой ими страны.
– Много людей уехало за границу? — Большинство.+– А у вас тут сколько домов остались заброшенными и люди уехали? – Начиная отсюда где-то около десяти. – И они уехали за рубеж уже много лет? — Много. – Часто приезжают домой? – Вообще не приезжают, купили себе жилье где-то в Италии, Москве, и не возвращаются.
– Знаю, что раньше у вас в селе было много жителей…- Раньше тут по дороге можно было встретить по 50 человек, а сейчас идешь до конца села, возвращаешься обратно, и ни одного не встретишь.
Напомним, что согласно предварительным данным Центризбиркома, за изменение Конституции с целью вступления в Евросоюз проголосовали 50,38% избирателей, против — 49.62%. Причем если в самой Молдове большинство проголосовало “Нет”, то в диаспоре 77% проголосовавших сказали “Да” изменению Конституции, 23% были против.