Сотни граждан Молдовы, находящихся в Российской Федерации, прибыли ранним утром на два избирательных участка в Москве, открытых при посольстве нашей республики. И так как этих участков в этом году всего два, те, кто хотел воспользоваться своим правом выбора, должны были отстоять огромную очередь. Плюс ко всему, многие из них добирались до этих участков издалека. Люди говорили, что процесс голосования, и без того достаточно утомительный, был осложнён еще и необходимостью проходить через металлодетекторы.
Многолюдно сегодня на двух участках, открытых в Москве. Избиратели прибывали с раннего утра, чтобы занять очередь и в числе первых проголосовать. На местах из металлических ограждений были оборудованы специальные коридоры, через которые по порядку проходили люди. Атмосферу создавала народная музыка, а граждане размахивали флагами Республики Молдова.
Граждане Молдовы, собравшиеся перед участками для голосования, рассказали, что они знают о беззакониях, происходящих на родине, а потому отдадут свой голос за то, чтобы избавить страну от хаоса и беспорядка.
Некоторые избиратели в спешке преодолевали километры пути, чтобы успеть принять участие в голосовании на президентских выборах и в конституционном референдуме, поскольку бюллетеней на всех может не хватить. Граждане говорили, что их не напугали заявления молдавских властей о мерах безопасности. Как, например, у кого есть двойное гражданство, тех могут задержать и отправить на войну.
„Хочется изменить полностью весь этот хлам, который делается там у нас в стране. Душа болит. Невозможно общаться с родными и близкими, которые живут там, и какой хаос там, и как издеваются над ними, невозможно. Больно до костей. Потому и приехали, чтобы отдать свой голос на благо нашей страны. Чтобы она процветала, за детей, за внуков”.
„Это наша родина, это наша родная страна, поэтому выборы за нами, за гражданами. Для начала я хотела бы сохранить культуры и традиции молдавские, историю сохранить, не переписывать ее ни в коем случае.
— А какой видите Молдову в будущем вообще?
— Процветающую, свободную”.
„- Я хочу, чтобы нас заметили, чтобы вспомнили про то, что в России нас много, что нельзя не дружить с той страной, в которой такое количество твоих граждан проживает. И я хочу спокойствия для нашей страны, не хочу, чтобы нас ввязывали в войну, не хочу, чтобы вся эта ситуация, которая происходит сейчас на Украине, повторилась в Молдове. Я считаю, что если мы все придем и все проголосуем, мы сможем что-то изменить”.
„- Ну, конечно, сильной, крепкой, в самых тесных и дружественных связях с Россией, в первую очередь, вот что хочу подчеркнуть. Потому что я за нравственные ценности, поэтому мне сильно не нравятся какие ценности нам пропагандирует запад”.
„- Мы приехали издалека, отдать голос, выбрать будущее нашей прекрасной страны Молдовы. Мы огорчены, что нам не дали возможность проголосовать в Сургуте, нам закрыли участок, но мы сильные и смелые и со своими рядом”.
„- Хотим что-то поменять, к лучшему идти, потому что за 4 года ничего не изменилось, ничего для молдаван, и мы пришли голосовать за наше будущее”.
Что касается открытия всего двух избирательных участков, молдаване выразили этим недовольство и раскритиковали отношение властей к молдавской диаспоре.
„Это издевательство над нами, по другому не назовешь”.
„Это очень мало и несправедливо. Есть страны, где намного больше, поэтому нечестно.
— А то, что 2 голосования в один день, вас это устраивает — референдум и президент?
— В качестве времени, то да, мы путь проделали немалый, поэтому это будет очень удобно”.
„- У нас здесь 10 тыс бюллетеней на двух участках, а только в одной Москве живет больше 200 тыс молдаван, как можно к этому относиться? В Курске по действующему законодательству должны были открыть участок, потому что у нас было зарегистрировано на ЦИК более 700 человек, нам должны были открыть участок, и это можно говорить про многие города России. В Санкт-Петербурге нет ни одного участка, в северной столице России, ну это как минимум смешно и одновременно грустно, потому что нам просто взяли и наплевали в душу, нам сказали, что вас тут нет и нам вообще всё равно, что вы там делаете”.
В Российской Федерации проголосовал в этом году и молдавский журналист Габриэл Кэлин. Он назвал открытие лишь двух участков грубым нарушением прав молдаван из диаспоры.
ГАБРИЭЛ КЭЛИН, журналист: «Власть этим, запретить молдаванам в России голосовать, потому что они знают, что они будут голосовать против этой власти, против этого президента. Именно поэтому они открыли так мало участков по сравнению с Европой, где открыли больше 200 участков. Это показывает еще раз боязнь власти своих же граждан. Потому что они видят, разницу между тем, что заявляла власть вначале и тем, что они делают на самом деле, а на самом деле они ввели своеобразную диктатуру, еще неполную, конечно, но к этому идем и обнищание граждан, и то, что они сделали со страной, я уверен, что не может оставаться не наказанным нашими гражданами».
Представитель молдавской диаспоры в России Николай Погонец был приятно удивлён огромным очередям на избирательных участках в Москве, он сказал, что давно не видел такой мобилизации и желания молдаван воспользоваться своим конституционным правом.
НИКОЛАЙ ПОГОНЕЦ, представитель молдавской диаспоры в России: «Я никогда не видел такого желания проголосовать на президентских выборах. Я просто преклоняюсь перед всеми гражданами Молдовы. Могут не все успеть проголосовать: не хватит или места, в смысле, или бюлетеней, или не успеют физически пройти. Вчера вечером они мне высылают видео, где они ходят в Беларуси с молдавским флагом и будут голосовать в Беларуси. Да говорили о том, что мы можем не успеть, но мы призывали, что если не успеете, то это не ваша вина, по крайней мере, вы свой долг пытались исполнить, а то, что не получилось, это будет вина лежать на ЦИКе и властях Молдовы».
Напомним, что Кишинев сократил количество избирательных участков в Российской Федерации с изначально заявленных пяти до двух, якобы из соображений безопасности. Также было напечатано всего 10 000 избирательных бюллетеней для 500 тысяч граждан Молдовы, проживающих в России.