За три дня до президентских выборов и референдума руководители силовых структур выступили с новой порцией страшилок, предположений и подозрений. Действия правоохранителей уже стали традиционными, направленными против одного и того же политического оппозиционного формирования — блока «Победа». По словам силовиков, после обысков они задержали несколько человек за подготовку к дестабилизации в преддверии выборов. В то же время полиция ничего не сообщила о финансировании правящей партии «Действие и солидарность», использовании ею административного ресурса и вовлечение полиции в блокирование деятельности оппозиционных партий. Более того, глава Генинспектората полиции Виорел Чернэуцяну снова раздраженно отреагировал на вопросы репортера Пятого канала.
На брифинге, объявленном Генинспекторатом полиции, также присутствовали глава Службы информации и безопасности Александр Мустяцэ, который, когда киллер средь бела дня в столице застрелил члена преступной группировки, не захотел выйти к прессе и объяснить, как преступник мог проникнуть в нашу страну, но зато предстал перед журналистами в разгар предвыборной кампании, чтобы высказать подозрения в отношении представителей политического блока «Победа».
По словам Мустяцэ, часть молодых людей и подростков, которые ездили в Россию по культурно-образовательным программам, на самом деле проходили там подготовку к диверсионной и подрывной деятельности, учились управлять дронами и все такое прочее. В подтверждение было показано видео, на котором непонятно кто именно, собирал-разбирал управляемые летательные аппараты, а затем карандашиком в школьной тетрадке все эти поучения записывал. В соцсетях это видео быстро стало вирусным, потому что вызвало у большинства пользователей большие сомнения и даже насмешку. Зачитав речь с бумажки, Мустяцэ сбежал, не дав возможность журналистами задать вопросы.
Мы хотели узнать у главы Генинспектората полиции Виорела Чернэуцану, могут ли быть представлены данные о происхождении денег, о которых он в каждом своем публичном выступлении говорит, что они предназначены для незаконного финансирования некоторых оппозиционных партий, а эти деньги поступают от криминальной группировки. Чернэуцану задел вопрос репортера Пятого канала, и он не смог ответить ничего конкретного.
ВИОРЕЛ ЧЕРНЭУЦАНУ, начальник Генерального инспектората полиции
Что касается незаконного финансирования. Вы продолжаете говорить о подозрениях, предположениях, но мы ни разу не видели подтвержденных в суде доказательств по этим незаконным финансированиям, о которых вы говорите.
Происхождение денег, как они получены, через контрабанду, продажу оружия, ведь если они приходят из России, мы не можем сказать, что они как-то нелегальны. Есть доказательства того, что они незаконны? Приведите пример. — Прошу прощения, я не понял в деталях ваш вопрос, от какого вы телеканала? — Не спрашивайте меня, с какого я телеканала. Я задала вопрос. — Я хочу понять суть вашего вопроса, если вы знаете… — Мы говорим о финансировании, мы хотим внести ясность: если эти деньги незаконны, то как они получены, чтобы мы могли называть их незаконными? (МУСКА) — О происхождении этих денег, мы не можем сейчас сделать заявление, это сделают прокуроры.
Мы также хотели выяснить, почему полиция никогда не проводит следственные мероприятия и в отношении партии «Действие и солидарность», чтобы проверить ее источники финансирования. Однако Чернэуцану в очередной раз позволил себе высказать свое субъективное мнение по поводу тона, которым репортер Пятого канала задал вопрос и заявил, что нет никаких обращений, который могли бы стать основанием для проверок правящей партии.
ВИОРЕЛ ЧЕРНЭУЦЯНУ, начальник Генерального инспектората полиции
Почему не проверяют и правящую партию? Как она финансируется, как ей пересылают деньги через банковские карты, системы денежных переводов. Использует ли она административный ресурс в избирательной кампании? — При наличии предпосылок и фактов преступлений полиция проводит проверку под контролем прокуратуры. Это заявление вы делаете на эмоциях. — (Репортер): Я делаю это не на эмоциях, я задала вопрос. — Если есть доказательный аспект, и вы знаете об этом, пожалуйста, сообщите об этом. Все нарушения, допущенные в процессе, безусловно, будут задокументированы.
По предложению Виорела Чернэуцану, мы решили выяснить у главы Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особыми делам происхождение денег, задействованных в незаконном финансировании, о которых заявляется, но тот сообщил нам, что ответ на этот вопрос не входит в компетенцию прокуратуры.
ВИКТОР ФУРТУНЭ, и. о. главного прокурора ПБОПОД
Всё нелегальное финансирование не находится в компетенции Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особыми делам, мы ничего не имеем с этим …. — А как можно доказать, что это нелегальные деньги, через контрабанду, продажу оружия? Если они поступают из России, мы не можем сказать, что они незаконны. — Дело о незаконном финансировании не находится в Прокуратуре по борьбе с организованной преступностью и особыми делам. Я не могу комментировать документы и дела, которые ведут мои коллеги.
И на этот раз прокуроры и полицейские пригрозили людям тюрьмой, в случае выхода на акцию протеста. Также, как и на другой пресс-конференции, организованной Генинспекторатом полиции, глава Прокуратуры по борьбе с коррупцией пригрозила бюджетникам и пенсионерам лишением имущества, если они примут социальную помощь по проектам Блока «Победа».