Ряд лидеров Гагаузской автономии во главе с Башканом Евгенией Гуцул включены в санкционный список Евросоюза, которым инкриминируются «попытки дестабилизировать ситуацию в Молдове». Среди них Юрий Кузнецов, заместитель начальника отдела по внешним связям в Комрате, который подвергся санкциям в частности за связь с Гуцул.
Илья Узун, заместитель председателя Исполкома Гагаузии, который попал под санкции в том числе за то, что встретился с Шором в Израиле, чтобы обсудить избрание Гуцул Башканом, а также за то, что планировал и принимал участие в демонстрациях против молдавских властей. Михаил Влах, заместитель Башкана и советник по вопросам прессы, санкционирован за то же самое, что и Узун, а также за участие в демонстрации, перешедшей в беспорядки. Нелли Парутенко, основатель и руководитель организации «Евразия», попала под санкции, поскольку возглавляет организацию, занимающуюся российской пропагандой, в том числе среди несовершеннолетних.
Обосновывая свое решение, Совет ЕС указал на связь Гуцул с
Иланом Шором, а также на то, что она посетила Россию без признанного конституционными властями Молдовы мандата башкана, а также встретилась с президентом Владимиром Путиным и попросила его поддержать Гагаузию.
Комментируя санкции, заместитель председателя Исполнительного комитета Гагаузии Илья Узун заявил, что гагаузы — народ, который выступает за мир и никогда не хотел дестабилизации в Республике Молдова.
ИЛЬЯ УЗУН, заместитель председателя Исполкома Гагаузии
Это санкции по-европейски. Если мы говорим, что власть некомпетентная, слабая, эти соровские холуи молодые, которые пришли к власти, нигде не работая в этой жизни, и ничего не сделав, сегодня захватили нашу страну. Поэтому мы не боимся этих санкций. Абсолютно. И это надуманные санкции. Эти санкции для того, чтобы нам закрыть рот, чтобы мы боялись и не говорили. А мы ничего не боимся. Мы выступаем за сильную Молдову, за незвисимую Молдову. И чтобы наша Молдова был процветающая. И не надо нас клеймить: «рука Кремля» и так далее.
В свою очередь, заместитель руководителя департамента внешних связей Гагаузии Юрий Кузнецов назвал санкции Евросоюза политическим заказом в преддверии президентских выборов и референдума по изменению Конституции, который демонстрирует боязнь молдавских властей потерпеть поражение.
ЮРИЙ КУЗНЕЦОВ, заместитель начальника Управления внешних связей Гагаузии
К сожадению, наверное, это честь для меня оказаться в этом списке, так как я четко понимаю, что не нарушал ничего. С моей стороны и со стороны моих коллег нет никаких нарушений, которые позволили бы кому-то накладывать на нас определенные санкции. Сегодня мы четко понимаем, что это исключительно политический заказ перед 20 октября, перед референдумом.
К сожалению, такую трактовку никто не понимает, что значит сегодняшняя дестабилизация. Я как и мои коллеги являемся патриотами своей страны, являемся людьми, которые занимают определенные функции, работаем исключительно на то, чтобы жизнь граждан нашей страны, в нашей Гагаузской автономии улучшилась. Мы четко понимаем, что это исключительно политический заказа. О какой дестабилизации идет речь, я не понимаю.
Мы также обратились к заместителю Башкана и советнику по вопросам прессы Михаилу Влаху за комментариями, но он не ответил на наши звонки и сообщения. Напомним, ряд европейских стран и США ввели санкции против молдавских политиков, в том числе против Илана Шора, за якобы участие в дестабилизации ситуации в Республике Молдова и связях с российскими спецслужбами. При этом никаких аргументов, послуживших основанием для принятия такого решения, представлено не было. Первого октября в Европейском суде общей юрисдикции состоялись слушания по делу Илана Шора и Марины Таубер. Оба политика оспаривают санкции, введенные против них ЕС. Юристы, представляющие Шора и Таубера, подчеркнули беспрецедентный характер ограничений, введенных по требованию молдавских властей, назвав их вмешательством в политику Молдовы. В ходе слушаний юристы, представляющие Евросоюз, не смогли представить доказательств причин введенных санкций