11.2 C
Кишинёв

Вал критики в ответ на введение закона, позволяющего уничтожить документы комиссии | VIDEO

Правящая партия намерена уничтожить всю документацию по работе Комиссии по «веттингу» и «преветтингу». Поправки в законодательство были приняты парламентским большинством в срочном порядке на заседании 13-ого сентября, а в четверг, 26-ого сентября, они вступили в силу. Согласно внесенным изменениям, разрешается “удаление и уничтожение соответствующей информации после ее передачи в электронном формате в Высший совет магистратуры или, в зависимости от обстоятельств, в Высший совет прокуроров”.

Намерение ПДС зачистить всю документацию по процедуре проверки судЕй и прокуроров вызвало скандал. Юрист Ассоциации Promo-LEX Николетта Хрипливая обратила внимание на то, что в правящей партии очень спешили с принятием поправок: документ был принят парламентом в окончательном чтении буквально за три минуты, без дебатов, в самом конце дня.

“Закон, о котором идет речь, не предусматривает никаких гарантий и не регулирует порядок передачи документов в электронном формате: что именно считать электронным? Будут ли эти документы подписаны или нет? Кем? На каком носителе они будут передаваться в электронном виде? И целый ряд других вопросов, на которые нет ответов. Это закон, широко открывающий двери для произвола”, – написала в соцсетях Николетта Хрипливая.

НИКОЛЕТТА ХРИПЛИВАЯ, юрист Ассоциации Promo-LEX

«Закон, о котором идет речь, не предусматривает никаких гарантий и не регулирует порядок передачи документов в электронном формате: что именно считать электронным? Будут ли эти документы подписаны или нет? Кем? На каком носителе они будут передаваться в электронном виде? И целый ряд других вопросов, на которые нет ответов. Это закон, широко открывающий двери для произвола».

На это же в своей экспертизе законопроекта указывает Центр анализа и предотвращения коррупции. И отмечает, что в документе ничего не говорится о том, кто и как несет ответственность за стирание и уничтожение накопленной информации, не предусмотрен срок хранения переданной документации и множество других важных моментов. “Это важно, особенно для возможности использования информации в процессе оспаривания решений оценочных комиссий и возможного пересмотра решений Высшей судебной палаты в соответствии с решениями ЕСПЧ по каждому отдельному делу”, — говорится в заключении Центр анализа и предотвращения коррупции.

Юрист Павел Мидриган считает, что главная цель принятого ПДС в спешном порядке законопроекта об уничтожении документации по работе Комиссии по веттингу и преветтингу – уничтожить улики и замести следы.

ПАВЕЛ МИДРИГАН, юрист

Я думаю, для того, чтобы замести все следы. Тем более, что сама работа этой комиссии преветтинга она и с юридической точки зрения не понятна – и по составу, потому что в него входили иностранные граждане. И в том числе потому, что Верховный суд отменил решения этой комиссии, которая посчитала, что она выше всех.

Скорее всего, они хотят побыстрее перевернуть эту позорную страницу и больше не вспоминать, что они провели это вопреки действующему законодательству и здравому смыслу.

В свою очередь, председатель Центра юридических ресурсов Молдовы Илья Киртоакэ объяснил необходимость уничтожения материалов комиссии веттинга и преветтинга заботой о защите персональных данных суде и прокуроров, которые проходили процедуру предварительной оценки. На что недавно освобожденная от должности судьи указом президента Виктория Сандуца написала в социальных сетях следующее:

ВИКТОРИЯ САНДУЦА, экс-судья

«Я хочу спросить господина Киртоакэ, как он думает, защищены ли персональные данные, содержащиеся во всех других государственных учреждениях: Агентстве государственных услуг, Кадастре, примэриях, Национальной кассе социального страхования, Национальной медицинской страховой компании, больницах, школах? Он считает, что после того, как человек выходит из больницы, его медицинская карта уничтожается? А после окончания школы уничтожаются дипломы и архивы? В конце концов, у человека его диплом на руках, верно? Зачем нам хранить личные данные, лучше их уничтожить, чтобы никто не смог их узнать, верно?”.

Процедура предварительной оценки судЕй и прокуроров или процедура преветтинга и веттинга является частью реформы правосудия, запущенной правящей ПДС. Комиссия по преветтингу, в состав которой кроме молдавских специалистов вошли и иностранных эксперты, началА работу в апреле 2022 года. Планировалось, что комиссии по преветтингу и веттингу должны полностью завершить процедуру оценивания к концу 2025 года.

Однако вокруг работы комиссий вспыхнул ряд скандалов. В августе прошлого года Высшая судебная палата отменила 21 решение Комиссии по преветтингу по поводу судЕй и прокуроров-кандидатов на должности в Высшем совете магистратуры и ВСП Также скандалы разгорелись и вокруг председателя комиссии — голландского юриста Германа фон Хебеля, который обвиняется в нанесении финансового ущерба Международному уголовному суду. И вокруг члена Комиссии по преветтингу Татьяны Рэдукану: Прокуратура по борьбе с коррупцией началА расследование в ее отношении. Ранее экс-министр юстиции Станислав Павловский назвал процедуру оценки судЕй имитацией очистки судебной системы от коррумпированных лиц. Реальной целью данного фильтра, по его мнению, является подчинение судебной системы действующей власти. В правящей партии и в администрации президента, в свою очередь, отрицают свое вмешательство в дела правосудия.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ