3.3 C
Кишинёв

Миллионные убытки после потопа в городе Томай, Леова: Люди своими силами устраняют последствия потому что никакой помощи от государства все ещё нет

Наводнения схлынули, но беды людей остались. Прошло более десяти дней после сильных дождей, а люди все еще подсчитывают убытки и ждут помощи от государства. Жители села Томай Леовского района дошли до предела отчаяния. Они жалуются, что были брошены, оказались беспомощными перед лицом трудностей и что центральные власти даже не появились в их населённом пункте. Михаил Чубачук — один из тех, кто сильно пострадал от наводнения, его многолетний тяжелый труд был уничтожен. Циклон утопил десятки животных и птиц — поросята, козы, утки, куры, кролики, все погибли в наводнение, говорит он.

МИХАИЛ ЧУБАЧУК, житель села Томай: Проникла через вентиляцию в погребе. Здесь вода была до окон. Вода прошла здесь, опрокинула сетку, черепицу.Здесь были кролики, утонули… Там были утки, их тоже унесло. Вода доходила до сих пор, ей некуда было уйти.  Никто нам уже потерянного не вернет. Брынза, масло, птица, поросята малые были – все затопило. Я звал но никто не пришел, не было принято ни каких мер, ничего.  Эта спаслась, другие погибли – им некуда было деваться, а этa взобралась на камни. Есть ягнята, эти бычки подросшие проплыли здесь.

Все лето он трудился, чтобы собрать несколько тюков сена для своих животных, но и они были смешаны с землей и грязью. Мужчина говорит, что теперь не представляет, как ему пережить предстоящую зиму. Единственное решение, по его мнению, это продажа того, что осталось в хозяйстве.

МИХАИЛ ЧУБАЧУК, житель села Томай:  Была люцерна на зиму, кукурузные початки – всё смыло водой. – А забор, что с ним произошло? – Ничего уже не поделать. Тыква была, арбузы – ничего не осталось, ни огурцов, ничего.  Идет зима. Чем кормить живность? Нечем, все унесло водой. Продам всех, чего им умиpать от голода. Есть и овцы и козы, две коровы… На что их содержать?

При том, что его убытки исчисляются сотнями тысяч леев, Михаил говорит, что не ждет помощи от государства, потому что до сих пор все приходили только с обещаниями.

МИХАИЛ ЧУБАЧУК, житель села Томай:

Кто же поможет, все пострадали. Детсад остался без крыши, денег нет.  Власть есть, но есть долги перед Европой, неоткуда нам дать.

Плачет от отчаяния и односельчанка Михаила Мария Задич. Наводнение затопило колодец на ее заднем дворе, и теперь ей приходится таскать питьевую воду издалека.

МАРИЯ ЗАДИК, жительница села Томай:

– Смотрите что у меня. – Пить ее нельзя? – Пить нельзя, это для стиральной машинки, но уже две недели как не включаю ее, боюсь.

По словам этой пожилой женщины, единственная помощь, которую она получила от властей после наводнения, заключалась в откачке воды из подвала. Женщина жалуется, что все, что она заготовила на зиму, было смыто водой.

МАРИЯ ЗАДИК, жительница села Томай:

Ведро с брынзой пропало в погребе, всё что было на полках… Сейчас навожу порядок, вымываю. Сначала включаю насос, чтобы выкачать воду, чтобы в сапоги не заливалась. Должны быть приняты меры с этими дорогами, вода с холма идет сюда, к нам, заиливает. Должны сделать как следует, провести трубу для отвода воды в канаву. У нас примары свои, знают самые главные проблемы.

Жители села ждут помощи от государства. Люди подсчитывают свои потери и всё-таки надеются, что власти не забудут о них снова.

Смотрите, как сорвало забор, и там, и с той стороны. Вот, лежит на земле. Забор – ладно, починим. Но в огороде… Грузовик кукурузы у нас был урожай, а сейчас… Обещали нам помочь, приедет комиссия, оценит всё, что пострадало, и решат, сколько нам дать.  Не только примэрия, но и правительство, надеемся, поможет нам.

МИХАИЛ ЧУБАЧУК, житель села Томай:  Они должны взяться за работу. Где государство, чтобы оказать нам помощь? Как нам самим справиться? Неужно солому, как раньше, настилать на крыши. Пусть сделают всё как надо?

Сельский детский сад также пострадал после наводнения 14 сентября. Стихия повредила крышу. И несмотря на то, что прошло уже больше недели, здание так и стоит.

Представители учреждения отказались с нами разговаривать, но не на камеру сказали, что у них нет денег на такие работы.

 Что от нас зависело мы сделали. Сейчас ждем результаты из района, от районного совета, и из министерства. Не в нашей компетенции крыть всю крышу. Вы же понимаете, что тут колоссальные расходы. У нас — детсада, или примэрии нет такого бюджета.

До сих пор от властей они получали только обещания, а на восстановление поврежденного детского сада была выделена лишь совсем небольшая помощь от правительства.

По словам примара, ущерб в селе Томай оценивается примерно в 17 миллионов леев. Глава населённого пункта рассказал, что пока из государственного бюджета на ремонт крыши дошкольного учреждения выделен только один миллион 300 тысяч леев, из каких источников будут выделены остальные деньги — пока неизвестно.

ГЕННАДИЙ КАПМАРУ, примар села Томай: Для жителей уже правительство, фонд чрезвычайных ситуаций подумает, что сделать. Я надеюсь, что всё будет хорошо.  Примэрия поможет чем сможет. Вы, наверное, знаете, какие бюджеты у примэрий. А здесь речь идет о миллионах.

До сих пор правительство так и не приняло решения о помощи пострадавшим от наводнения в середине сентября. В соседней Румынии кабинет министров действовал более оперативно — экстренное заседание было созвано уже на следующий день, на котором было принято решение о выделении пострадавшим 100 миллионов румынских леев в качестве экстренной помощи. Каждому домохозяйству, пострадавшему от наводнения, было выделено 10 тысяч RON, что эквивалентно 39 тысячам молдавских леев. Еще 10 тысяч RON получат семьи, где есть погибшие в результате наводнения.

Правительство обсуждало последствия наводнения в течение десяти дней, как сообщается, помощь будет оказана, как и было обещано, только после того, как ситуация прояснится и будет определен ущерб по всей стране. Отметим, что на данный момент ущерб, нанесенный Леовскому, Кантемирскому районам и муниципию Кишинев в результате недавних проливных дождей, оценивается в более чем 180 миллионов леев, объявили власти.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ