Три серьезные проблемы и все три свалились на головы жителей коммуны Чучуены Сынжерейского района. У местных жителей нет и никогда не было аптеки, нет асфальтированной дороги, а теперь нет еще и автобуса, чтобы ездить в районный центр. До города Сынжерей 17 км, и именно туда вынуждены ездить люди, чтобы купить необходимые лекарства. Наш собеседник Николай рассказал, что у него гипертония, поэтому ему необходимо ежедневно принимать таблетки. А сейчас запасы лекарств, которые у него были, исчерпаны, и мужчина говорит, что понятия не имеет, как доберется до города.
НИКОЛАЙ, житель села Чучуены
– Аптек не было никогда. Они говорят, что людей мало и нет смысла. Но хоть бы один автобус был, чтобы мы могли выезжать, нам это нужно.
– Раньше был автобус?
— Был.
– Когда его отменили?
– В апреле сломался, и всё. С апреля нам говорят, что будет, а сейчас уже сентябрь и его всё еще нет.
– Речь идет о жителях трех сел – Чучуены, Лезэрены и Врэнешты, не только о нашем селе.
Единственный источник дохода мужчины — пособие по инвалидности, не превышающее и 3000 леев. Такси он вызвать не может — это слишком дорого, сетует Николай, цены там высокие.
НИКОЛАЙ, житель села Чучуены: «Если сильное солнце, я не могу никуда отправиться. Я один, детей нет, трудно живется, некого попросить, чтобы съездили по моим делам. Был бы автобус, я бы потихоньку шел бы до остановки, выезжал, приезжал. А так, если посчитать, заплатить за машину до Сынжерей стоит 300 леев. А у нас что – миллионы? Я живу на соцпомощь по инвалидности».
На проблемы со здоровьем жалуется и Раиса. 13 лет женщина борется с диабетом, и в ее аптечке всегда должны быть различные препараты. Отсутствие аптеки в селе для нее тоже большая проблема.
РАИСА, жительница села Чучуены: «Не на чем людям выезжать, чтобы купить лекарства. Нужно платить за машину или такси, чтобы доехать до Сынжерей за лекарствами, а еще как-то нужно прожить. А на что жить? Пять лет как я вышла на пенсию, но еще работаю, потому что не могу прожить на две тысячи леев. У меня только на лекарства две тысячи уходит в месяц».
Хотя она на пенсии, Раиса вынуждена работать, так как все пенсионные деньги уходят на лекарства. Женщина говорит, что никогда не думала, что выйдет на пенсию больной, и с такой нехваткой всего, без условий и поддержки со стороны государства. Скептически относится она и к перспективам, которые обещает власть.
РАИСА, жительница села Чучуены: «Вот так люди живут в селах. А эти хотят в Европу. Какая Европа при такой бедности. Зато цены – как в ЕС. А почему же они не платят как в Европе? Вот почему у меня зарплата не 1000 евро в месяц? Меня ведь тянут в Европу, значит пусть платят 1000 евро, и я легко соглашусь, и мне хватит и на лекарства, и на питание, и одеться. У меня шесть внуков, и хотелось бы хоть конфет им купить, но на что это сделать?»
Но на этом проблемы жителей села не заканчиваются.
В населенном пункте нет асфальтированной дороги. Людям приходится ходить по ямам и гравию, а когда идет дождь, и его смывает, так что они не могут выйти за ворота, разве что в случае острой необходимости.
– У вас проблемы с ногами. Как же вы ходите по этой неасфальтированной дороге?
— Потихоньку. Тяжело… Нужно бы заасфальтировать дорогу, но не делают этого…
На плохие дороги жалуются и водители.
«Ездим как ездим, видно, какая у нас дорога. Щебенка. – Как она вам как водителю? – Ломаем машины на таких дорогах, приходится много платить за ремонт. Но дороги такие как есть».
— Дорога с выбоинами.
– Вы водитель, которому приходиться ежедневно ездить по этой неасфальтированной дороге…
– По ней видно, что она не заасфальтирована.
– Каково вам ехать по такой дороге?
– Тяжко, и лучшего, как я понимаю, не предвидится.
Мы направились в сельскую примэрию, чтобы узнать, будут ли когда-нибудь решены эти три большие проблемы, о которых рассказали нам жители села. Мы хотели узнать, были ли предприняты какие-либо действия, чтобы получить разрешение на открытие аптеки в селе, почему больше не ходит единственный автобус, который соединял населенный пункт с районным центром, и насколько высоки шансы, что, по крайней мере, некоторые участки дороги будут заасфальтированы. Все эти вопросы пока остались без ответа, так как мы так и не смогли поговорить с примаром, который в тот момент находился на рабочем заседании.