9.2 C
Кишинёв

Обещала дисциплину, порядок и справедливость, а что получилось? Ложь и реальность в отчёте Санду о результатах реформы юстиции

В череде видеороликов, в которых Майя Санду рассказывает о результатах своего президентства за 4 года, есть и посвященный системе правосудия и юстиции. В нем Санду рассказывает, что выполнила свои предвыборные обещания, которые дала на президентских выборах 2020 года. Например, обязательство после прихода к власти очистить систему правосудия, и обеспечить, чтобы все граждане были равны перед законом.

МАЙЯ САНДУ, президент: Начался процесс очистки Высшей судебной палаты. Большинство судей, у которых были проблемы с неподкупностью, покинули системы, и скоро у нас будет Палата, состоящая только из членов, прошедших процедуру оценки неподкупности.

Однако, к процедуре оценки судей или преветтингу, запущенному нынешними властями, имеются большие вопросы. И главный – а судьи кто? Председатель комиссии по преветтингу голландский юрист Герман фон Хебель обвиняется в нанесении финансового ущерба Международному уголовному суду.

Скандал возник и вокруг другого члена Комиссии Татьяны Рэдукану: Прокуратура по борьбе с коррупцией начала расследование в ее отношении после получения информации с мобильного телефона, которая ставит под сомнение ее честность и профессиональные качества. Экс-министр юстиции Станислав Павловский назвал процедуру оценки судей имитацией очистки судебной системы от коррумпированных лиц. Реальной целью данного фильтра, по его мнению, является подчинение судебной системы действующей власти. Так же считает и бывший прокурор Виктория Фуртунэ.

ВИКТОРИЯ ФУРТУНЭ, прокурор:

Конечная цель в действиях политиков — поставить на колени систему юстиции в личных интересах и в интересах партии.

Попытаюсь разъяснить методы, к которым прибегла правящая партия, в частности использование таких понятий как «реформа юстиции», «отстранение коррумпированных прокуроров», «веттинг» и «преветтинг». Это набор уловок, чтобы полностью подчинить себе, монополизировать третью ветвь государственной власти — судебную власть и прокуратуру.

Даже кумир многих пасовцев глава Прокуратуры ЕС Лаура Кодруца Кёвеши раскритиковала эту систему отбора. Вопреки предвыборным обещаниям Майи Санду 2020 года, что все граждане теперь будут равны перед законом

“Справедливость, порядок, дисциплина”, в Молдове при правлении Санду и ПДС широко стало применяться избирательное правосудие. Оппозиционным партиям, которых в последний момент отстраняют от участия в выборах, не обеспечивается право на обжалование. И в то же время уголовные дела, заведенные на высокопоставленных государственных чиновников, тормозятся или закрываются.

Так, Прокуратура по борьбе с коррупцией прекратила расследование по поводу организации тендера на сдачу в аренду торговых помещений в Кишиневском аэропорту, так как, цитирую, не были обнаружены доказательства, указывающие на злоупотребление полномочиями или служебным положением при организации тендера. Как известно, до этого министр инфраструктуры Андрей Спыну, которого подозревают в лоббировании определенных интересов в аэропорту, публично выразил недовольство действиями прокуратуры и заведенным делом. Но президент Майя Санду утверждает, что никакого давления на правосудие не оказывается.

МАЙЯ САНДУ, президент: Сегодня никто из руководства страны не указывает системе юстиции, какие решения следует принимать. Сегодня в Молдове больше не может произойти пресловутая кража миллиарда.

По поводу невозможности кражи: по подсчетам экспертов, только на газовых сделках в период самого жесткого экономического и энергетического кризиса для страны у граждан Молдовы было украдено более 70 млн евро. А на днях после проведения в Кишиневе очередной платформы “Партнёрство для Молдовы”, на которой было объявлено, что наша страна получит от партнёров по развитию еще 80 миллионов евро в виде безвозмездной помощи и 305 миллионов в виде льготных займов, представители оппозиции поинтересовались у властей – а куда делись деньги, которые нам выделяли на предыдущих четырех конференциях — а это ни много, ни мало 1 млрд 180 млн евро?

Но вернемся к провозглашенным Санду порядку, справедливости и дисциплине, которые, по ее словам, были наведены в стране за период ее правления.

МАЙЯ САНДУ, президент: У нас возникли серьезнейшие проблемы, в особенности – война на нашей границе, но государственные институты исполнили свою миссию и обеспечили порядок и безопасность для граждан.

Видимо, трагедия в аэропорту в июне 2023 года, когда гражданин Таджикистана Рустам Ашуров застрелил пограничника и сотрудника охраны, жестокое убийство бывшим полицейским 19-летней беременной девушки в апреле этого года или заказное убийство в кишиневском кафе иностранного гражданина среди бела дня в июле – это и есть безопасность и порядок, по мнению Майи Санду. Красноречивей всего ее утверждения, что в Молдове при ее правлении и власти ПДС успешно борются с преступностью и коррупцией иллюстрирует отчет Национального центра по борьбе с коррупцией о положении дел в первом полугодии 2024 года. По данным НЦБК, количество зарегистрированных уголовных преступлений за этот период увеличилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, а правонарушений связанных с коррупцией — на 52%. Число особо тяжких преступлений за год выросло на 57%, а тяжких — на 73%. Ну а самый большой рост – более чем на 90% — произошел по разделу “торговля влиянием”.

Ну а с кем полиция сегодня однозначно борется, как считают многие эксперты – это политическая оппозиция власти.

Достаточно вспомнить разгон мирного палаточного городка в Кишиневе. Такого Молдова не знала со времен 7 апреля 2009 года. Дубинки против женщин и пенсионеров. Это и есть дисциплина, порядок и справедливость по версии Санду.

Из архива жесткий разгон палаточного городка

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ