3.3 C
Кишинёв

Жители дома на улице Друмул Виилор в Кишиневе бьют тревогу: новострои возводятся слишком близко и с каждым дождём оползни вокруг усиливаются. Что говорят застройщик и местные власти?

Дом с видом на дом – далеко не новая, но очень распространенная практика в нашей столице. Отсутствие зеленой зоны, парковочных мест и безопасности граждан в случае природных аномалий не останавливают застройщиков, которые продолжают заполнять городские дворы «картонными» домами. 

Так, сейчас выглядит двор на улице Друмул Виилор. Когда-то здесь был небольшой, но уютный зеленый уголок, куда с удовольствием приходили местные жители. Сейчас же вместо деревьев, металлические заборы, а вместо пения птиц звуки очередной стройки.

В этом дворе, это далеко не первая стройка, против которой выступают местные жители. Так выглядела территория вокруг жилого дома на улице Друмул Виилор, 40, в 2008 году. Ночью 23 января столбы, которые должны были обеспечить безопасность зданий в этом районе, рухнули после оползня. Тогда жильцы пятиэтажного дома, разбуженные шумом смещающегося многотонного блока, вызвали спасателей. В числе этих жителей была и Светлана Молчанова.

СВЕТЛАНА МОЛЧАНОВА, жительница: «Ночью мы проснулись от шума, я посмотрела в окно, а там черная бездна. Был очень глубокий оползень, нас тогда эвакуировали. Я вызывала спасателей, оползень засыпали землей, построили опорную стенку, и типа проблема была решена. А стройка продолжилась, тогда они построили три дома, а теперь новая стройка».

Инцидент 2008 года не помешал местным властям дать разрешение застройщикам на строительство очередной многоэтажки, буквально, в 2 метрах от уже существующего дома. Несмотря на риски повторения оползней, строители приступили к работе летом этого года. А уже в сентябре, не успев заложить даже фундамент, работники столкнулись с оползнем снова. Ситуацию усугубили и сильные дожди.

СВЕТЛАНА МОЛЧАНОВА, жительница:  «В субботу вечером мы вызвали полицию и службу спасения. На место происшествия приехал претор нашего района, вице-претор и главный архитектор города Кишинева Светлана Доготару.

Полиция не позволяла нам близко подойти к ним и рассказать подробно о своих проблемах, они походили, посмотрели, постояли у забора, сказали, что решат проблему и уехали».

Изначально в этом дворе было построено всего несколько пятиэтажных домов. Квартиры в них получили сотрудники единственного завода республиканского Общества слепых «Светотехника». Среди них был и отец супруга Светланы Молчановой. В 1974 году его семья переехала в этот дом, а с 2001 года здесь живет и сама женщина. С тех пор двор, буквально, превратился в колодец, огороженный заборами и машинами со всех сторон.

СВЕТЛАНА МОЛЧАНОВА, жительница: «У нас оползневая зона, оползень уже был и огромная проблема с нашим домом. Причины оползней в 2008 году было названо несколько. Одна из причин – это вода, которая спускается вниз, под наш дом, и у нас есть акт от Апа канал, что в подвале нашего дома сейчас есть вода, и она природного происхождения.  И вот это обрушение грунта, которое мы видели, это из-за подземных вод. У нас абсолютно нет зеленой территории, у нас двор – дорога и парковка. Качество жизни ухудшилось, я промолчу про вид из окна, у нас окна в окна».

Жильцы многоквартирного дома опасаются, что инцидент 2008 года может повториться. По их словам, тогда их эвакуировали всего на 4 дня, а позже сказали, что проблема решена. Только вот как и почему их жизни все равно угрожает опасность, никто из ответственных лиц так сказать и не смог.

«Везде мы писали, и в президентуру, и в антикоррупцию, и в претуру, в архитектуру, везде. Все говорят, что все согласно закону. В 2008 году, когда мы после этого случая хотели застраховать свой дом, нам страховые компании сказали, что у вас аварийный дом, мы его не будем страховать, а официально у нас не аварийный дом, как это понять? То есть то, что мы живем на честном слове, перед сном молясь, чтобы все было хорошо ночью, это только мы знаем».

«Мы бы хотели, чтобы это все остановилось, потому что невозможно.  уже 50 лет я живу здесь и вот землетрясение так расшатало этот дом, что щели вокруг, мы боимся, чтобы он не развалился».

«Сделали парковки, у нас полный двор машин, приезжают с дороги, паркуются с двух сторон, а где ходить слепым? Мы хотим знать, почему нас решили всей этой территории? Нам тоже надо куда- то выходить, слепые тоже должны где-то ходить. Им надо, а то, что 60 человек недовольны, это никого не интересует. Мы же тоже граждане этой страны.  Если будет землетрясение, куда упадет этот дом, на нас? Мы хотим знать о своей безопасности».

С другой стороны, представители строительной компании утверждают, что следуют всем правилам. Анатолий Одажиу в интервью нашему телеканалу заявил, что у компании есть все необходимые разрешения на проведение работ.

АНАТОЛИЙ ОДАЖИУ, представитель строительной компании:

= «Конечно, есть все разрешения, ничего там нет опасного. Там были эксперты, инспекция по строительству, там был претор сектора центр, был начальник градостроительного участка по Кишиневу. Все там в порядке. = Мы быстро среагировали, так как было наводнение по всему городу, от этого никто не защищен, с их домом все в порядке.

То, что они там бояться, каждый имеет право бояться или не бояться, но мы приглашали экспертов, и сегодня, и вчера они смотрели, и там все в порядке.  Если читать закон о строительстве, то там написано, что, если стена без окон, то можно строить прямо возле дома».

Представители столичного Управления архитектуры также утверждают, что СТОЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Разрешения были выданы в соответствии с законом. Земельный участок расположен в зонах регулирования градостроительной деятельности R6 и частично R7, которые включают жилые районы средней плотности. В этих зонах разрешены все виды коллективного жилья, многоквартирные жилые дома.

Мы также обратились за комментарием в претуру сектора Центр, однако, на момент подготовки материал к эфиру, нам так никто и не ответил. Жителей дома Друмул Виилор заверения чиновников не успокаивают и они намерены продолжить борьбу за прекращение строительных работ. При этом они уверены, что на их проблемы не обращают внимание осознано, иначе, как объяснить, почему на поднятые ими вопросы еще в 2008 году до сих пор нет ответов.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ