Берем деньги, в кредит, но не знаем, куда их потратим. Молдова возьмет у Канады кредит в размере 120 млн канадских долларов, что эквивалентно 88 миллионам долларов США. Об этом на заседании парламента 20 сентября сообщил госсекретарь Министерства финансов Ион Гцмене. Кредит будет предоставлен под 3% годовых для финансирования потребностей государственного бюджета. Но куда конкретно будут направлены деньги, чиновник сказать не смог, что вызвало резкую реакцию со стороны депутатов от оппозиции.
ОЛЕГ РЕЙДМАН, депутат от БКС:
Я хочу знать конкретно, на какие объекты, проекты будет направлен этот кредит. Конкретно, а не про все приоритеты парламента..
ИОН ГУМЕНЕ, государственный секретарь Министерства финансов:
Это общая поддержка бюджета. Это общая корзина, формирующая государственный бюджет.
Депутат от БКС Диана Караман предложила представителю Минфина четко объяснить, куда будет направлен этот кредит, как депутатам, так и простым гражданам, поскольку именно им придется возвращать одолженные средства.
ДИАНА КАРАМАН, депутат от БКС: При следующем мандате, я уверена, будет другая власть. Эти депутаты, которые сегодня набирают эти кредиты, не будут иметь никакого отношения к их погашению. Их должны будут вернуть граждане Республики Молдова. И в этом самая большая опасность.
ИОН ГУМЕНЕ, государственный секретарь Министерства финансов:
У меня нет списка конкретных проектов, но это все проекты, которые сейчас находятся в процессе реализации..
ДИАНА КАРАМАН, депутат от БКС:
Вы не можете составить конкретный список проектов, которые будут финансироваться. Почему вы не можете этого сделать? — Это общая поддержка бюджета! — Я понимаю, но всё- таки! Мы не можем это так оставить. Я, например, не могу пойти взять кредит, сказав, что не знаю для чего, но дайте мне кредит. Вопрос упирается в менеджмент. Я понимаю, о чем вы говорите, но это общие слова. Повторяю – мы берем большую сумму денег, денег, которые должны будут возвращать не вы конкретно, не премьер-министр, а мы, все граждане Молдовы.
Вот это мы обсуждаем, но списка у нас нет. Почему, мы не можем сказать.?
ИОН ГУМЕНЕ, государственный секретарь Министерства финансов:
Неправильно связывать общую поддержку госбюджета с конкретными проектами. Это неправильно. Согласно информационной записке, приложенной к проекту, кредит от Канады будет предоставлен двумя траншами. Первая сумма будет перечислена 24 декабря — в день, когда официально истечет мандат президента Майи Санду. Второй транш должен поступить в Молдову в июле 2025 года, то есть, в период, когда подойдет к концу мандат нынешнего парламента. На это обратила внимание депутат от Блока коммунистов и социалистов Инга Сибова.
ИНГА СИБОВА, депутат от БКС:
Скажите, пожалуйста, это совпадение или что-то другое?
ИОН ГУМЕНЕ, государственный секретарь Министерства финансов:
Это переговорный процесс. Но вы, конечно, можете считать это совпадением.
ИНГА СИБОВА, депутат от БКС:
Я прихожу к выводу, что после 20 декабря президент и после 15 июля 2025 года нынешний парламент уже не будут заботиться о стране и больше ничем другим. Именно так я вижу этот документ. Спасибо, нет необходимости мне отвечать.
Несмотря на сомнения депутатов от оппозиции, парламентское большинство от ПДС одобрило кредитное соглашение с Канадой в первом чтении. Планируется, что во втором чтении документ будет принят на следующем пленарном заседании. Помимо кредита от Канады Республика Молдова также получит от стран-партнёров кредиты на 305 евро млн – об этом было объявлено на прошедшей на днях в Кишиневе пятой конференции платформы “Партнёрство для Молдовы”. При этом в виде грантов, то есть безвозмездной помощи, наша республика получит только 80 млн евро.
Согласно недавним подсчетам экономиста Владимира Головатюка, всего за три года нынешняя власть в лице ПДС увеличила государственный долг Молдовы на 34 миллиарда леев, то есть набрала столько же долгов, сколько набрали все прежние правительства в течение 25 лет. По данным Министерства финансов, на конец июня 2024 года общий внешний долг Республики Молдова достиг нового максимума — более 107 миллиардов леев или 5 млрд 890 млн долларов. Это около трети ВВП страны. А расходы на обслуживание внешнего долга увеличились на 50%.