А кто, ж, не хочет, чтобы молодежь не уезжала из Молдовы и оставалась дома. И больше президента Санду этого хотели еще четыре года назад сотни тысяч молдавских семей, вынужденных скитаться по заграницам. Но за эти же четыре года ее президентства в Молдове условия жизни не только не похорошели, а стали просто невыносимыми, особенно для молодежи. И сейчас в своем очередном предвыборном видеоролике Санду, подводя итог, рассказывает, как нынешняя власть позаботилась о том, чтобы остановить миграцию за рубеж. Педагогам и медикам повысили зарплату, а чтобы стимулировать молодых специалистов работать на селе, власть приняла беспрецедентное решение о выделении одноразового пособия. Но почему-то, несмотря на все эти усилия власти, молодежь массово бежит из страны. Почему? На этот вопрос Санду отвечать явно не собирается. А вот по мнению политологов, экономистов и демографов весь корень проблемы как раз и состоит в разрушительной политике власти ПДС, которую она навязывает во всех областях нашей жизни.
«Экономика не может вырасти в одночасье. И хорошо оплачиваемые места не появляются сами собой. Мы продолжим работать над тем, чтобы в наших селах и городах были успешные предприниматели, чтобы в городах и селах жили люди, которые хорошо зарабатывают у себя дома, чтобы у семей были хорошие жилищные условия, и чтобы молодые люди выбрали жить в Молдове».
Но для того, чтобы все это перечисленное Майей Санду сбылось, недостаточно повысить зарплату на какие-то 15% при инфляции в 34%. Нужно мыслить по государственному, поднимать рождаемость, а это значит, заботиться о молодом поколении еще в утробе, это материнский капитал, это недискриминационные условия труда для будущих матерей и стариков. Это забота о детях-сиротах, в том числе, а не по остаточному принципу, это и приемлемая стоимость контракта на обучение, чтобы среднее и высшее образование в Молдове могли получить все желающие, а не только некоторые. И, конечно, все начинается со школы. Только школы Санду и ее правительство ПДС закрывает по всей Молдове под предлогом «нерентабельности». О чем вы тогда, можете говорить, г-жа Санду?
Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ подсчитал, наша страна достигла исторического антирекорда по количеству молодежи, проживающей в стране в 2024-м году — этот показатель самый минимальный за всю историю независимости Молдовы. С 2006 года число молодых людей снизилось более чем в 2,5 раза и составило всего 537 тысяч.
ВЯЧЕСЛАВ ИОНИЦЭ, экономический эксперт: «В 2014-м 25 процентов молодежи в возрасте от 15-ти до 34-х лет находятся за границей. А сейчас их стало 42 процента. Если заметите, и тогда и сейчас молодежь — это самая большая группа граждан, которые находятся за границей».
Главные причины, по мнению эксперта, — низкая рождаемость и миграция. И у каждой из этих причин есть свое главное объяснение — плохие условия жизни, низкая оплата труда, да, к тому же, отсутствие перспективы трудоустройства.
ВЯЧЕСЛАВ ИОНИЦЭ экономический эксперт: «У молодого человека после 25-ти лет есть два шанса. Или сидеть здесь без какого- либо занятия, и таких очень много — около 42-х процентов в возрастной группе после 25-ти лет. Либо не желая сидеть без дела, они уезжают за границу. Внутри страны, как вы заметили, количество рабочих мест не растет. Наоборот, с 200 тысяч мы дошли до 165-ти тысяч рабочих мест для молодежи после 25-ти лет. Это — грустный вывод».
По мнению демографа Валерия Саинсус, большинство граждан уезжают из нашей страны по экономическим причинам, кстати, независимо от возрастной категории. Просто сейчас миграция носит семейный характер, когда родители забирают детей и перевозят их уже на постоянное место жительства в другие страны.
ВАЛЕРИЙ САИНСУС, демограф: «Всех, кто уезжает из Молдовы, это миграция экономическая. Только 10% из тех, кто уезжает, они не приживаются на новом месте и, соответственно, они возвращаются обратно. Молдова сейчас находится на этапе семейной интеграции. Это означает, что мы через миграцию потеряли поколение родителей и поколение детей. У нас еще потенциальными являются к миграции 15%. Практически Молдова себя опустошила».
Валерий Саинсус уверен, что миграция молодежи из Молдовы будет продолжаться до тех пор, пока не будет принято со стороны власти несколько конкретных, переломных решений.
ВАЛЕРИЙ САИНСУС, демограф: «Сколько будет существовать (ситуация), что за качественный труд в Молдове будут платить меньше, чем за некачественный за рубежом, столько и будет активизироваться миграция».
То есть, учеба, рабочее место, хорошая зарплата, соответствующая квалификации специалиста — главные критерии. Политолог Корнелиу Чуря считает, что по всем этим направлениям политика нынешней власти в лице Санду и правительства ПДС полностью провалилась. Рост миграции только подтверждает в принципе отсутствие какой-либо адекватной миграционной политики. А социальные пособия молодым специалистам в селах, о которых говорит Санду, как мертвому припарки.
КОРНЕЛИУ ЧУРЯ, политолог: «Социальные выплаты не настолько значительные. Например, они пытаются привлечь педагогов, молодых специалистов, работать в селах, но власти должны признать, что такая политика не увенчалась успехом. И никого они тем самым не заманили никуда. То же самое касается молодых педагогов в городах. Все, о чем говорит г-жа Санду, это лишь благие намерения и ничего более».
Политолог подчеркивает, аналогичная ситуация сложилась и с молодыми медицинскими кадрами.
КОРНЕЛИУ ЧУРЯ, политолог: «Все больше молодых людей, которые оканчивают медуниверситет, первые пять или шесть курсов и которые раньше учились в резидентуре, они предпочитают уезжать и проходить резидентуру в Румынии, где стипендия 1 тысяча евро, а у нас копейки».
По мнению Корнелиу Чуря сегодня все очевиднее, что ужесточение условий на экзаменах, закрытие под видом слияния и оптимизации высших учебных заведений, исследовательских институтов, а также закрытие лицеев и школ, приведет в итоге к обратному эффекту — не только к деградации системы образования, медицины, и по цепочке, бизнес-среды, рынка труда, но и к социальному взрыву, вызванному демографическим перекосом — когда учить и учиться, лечить и лечится, соответственно, платить налоги, будет совсем некому. В таких условиях страна не может существовать как государство.