Нет, все-таки не делают выводы из справедливой критики советники президента Майи Санду и с какой-то нездоровой настойчивостью продолжают снимать с ее участием пропагандистские видеоролики о якобы проделанной работе за четыре года в должности президента. Только вот, как-то не клеится, не вяжется с реальностью. Каждое заявление — полуправда, помноженная на очередную ложь. И экономические эксперты уже прямым текстом говорят: верить Санду — себя не уважать. Разберем бравурный президентский отчет по пунктам.
МАЙЯ САНДУ, президент Молдовы: «За последние годы через различные государственные программы поддержку получили более 10 тысяч отечественных предпринимателей, а финансирование малого и среднего бизнеса со стороны государства увеличилось в 5 раз по сравнению с периодом предыдущего правительства — с 200 миллионов до 1,3 миллиарда леев».
По словам экс-министр экономики Октавиана Калмыка активных предприятий в Молдове гораздо меньше, чем заявляет Санду. Более того, с 2021 года нынешняя власть полностью изменила подход к поддержке предпринимательской среды, подсадив экономических агентов, нуждающихся в помощи, по сути, на кредитную иглу.
ОКТАВИАН КАЛМЫК, экс-министр экономики РМ: «Экономические агенты из Молдова были лишены возможности воспользоваться грантами, преференциальной поддержкой в том, что связано с доступом к финансированию. Процентные ставки в 2023 году достигли исторического уровня за период с момента провозглашения независимости – порядка 30%, соответственно, и инфляция была более 30%. Разумеется, в таких условиях никакой бизнес не может выжить. И у нас возникло явление закрытия предприятий, исход населения и уход крупных иностранных инвесторов с нашего рынка. Такова реальность, в которой живет Республика Молдова».
МАЙЯ САНДУ, президент Молдовы: «Минимальная заработная плата увеличена в два раза с 2200 леев до 5000 леев, а средняя заработная плата выросла с 8000 до 14 000 леев».
По словам Калмыка, есть и другой индикатор, который показывает насколько «эффективно» работает нынешнее правление. Это безработица, которая растет и рост составляет 4,4%».
В качестве ответа на вопрос, можно ли достойно прожить на минимальную зарплату в Молдове при галопирующей инфляции. В 2023 году по данным Национального бюро статистики располагаемые доходы населения составили в среднем на одного человека в месяц 4 915,6 леев, а доходы населения в реальном выражении (с учетом роста потребительских цен) увеличились всего на 1,9%.
Располагаемые доходы — 4 915,6 леев
Потребительские расходы — 4 248,4 леев, рост на 14,5%
Прожиточный минимум — 2 877,1 леев
А вот так выглядит динамика роста цен, то есть инфляции с 2021 года по итогам 2023 года. Это реальный результат правления Санду и ее правительства ПДС.
РОСТ ЦЕН И ТАРИФОВ В МОЛДОВЕ, 2021-2023 гг., НБС
С 2021 по 2023 годы цены выросли в среднем на 56%
На продукты питания — на 62%
Тариф на газ — более, чем в 6 раз
Тариф на электричество — в 2,5 раза
МАЙЯ САНДУ, президент Молдовы: «Государство также оказало серьезную поддержку фермерам. В 2023 году помощь, выделенная сельхозпроизводителям, достигла суммы в 2 миллиарда леев».
Пример фермеров, не просто не удачный, а стратегическая ошибка администрации президента.
Здесь, сколько цифрами не манипулируй, все равно выходит плохо.
ОКТАВИАН КАЛМЫК, экс-министр экономики РМ: «Мы отмечаем, что с 2022 года и до настоящего времени сельское хозяйство находится в глубоком кризисе, в плачевной ситуации, когда фермеры вынуждены закрывать бизнес, продавать активы, коммерческие банки отбирают у них активы – тракторы или сельскохозяйственное оборудование – в счет погашения задолженности; и видим множество неприглядных явлений, которые происходят и создают негативный социальный эффект на рынке. То есть, с одной стороны коммерческие банки получили прибыль более 5,5 млрд леев – и эта тенденция прибыльности сохраняется и в 2024 году; в то же время аграрии несут убытки примерно на эту же сумму, и эти убытки не компенсируются государством».
МАЙЯ САНДУ, президент Молдовы: «Более 65% нашей продукции реализуется на европейском рынке, а это означает, что только в 2023 году 47 млрд. леев попало в карманы молдавских производителей. Мы открыли европейский рынок для ряда молдавских товаров, экспортируемых без пошлин».
ОКТАВИАН КАЛМЫК, экс-министр экономики РМ: «Одновременно с подписанием Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским союзом в 2014 году наша квота на экспорт на рынок Европейского союза достигла уровня в 65%. С 2014-го до настоящего времени Молдове не удалось освоить коммерческие преимущества, предоставленные Соглашением об ассоциации. Мы законсервировали наш экономический потенциал на том уровне, который был в момент подписания этого соглашения. То есть, мы не получили диверсификации рынков, мы не добились роста объемов и числа продукции, экспортируемой на европейский рынок. Несмотря на разрыв логистических цепочек с Востоком и потерю традиционных для нас рынков экспорта, мы не наблюдаем роста экспорта на европейский рынок».
Из каких источников Санду черпает информацию, непонятно, но точно не из официальных. По данным НБС только с января по июнь 2024 года экспорт Молдовы сократился на 12,8%. Конкретно в ЕС — на 7,4%, в другие страны — на 23%(!). Как подметил экс-вице-премьер Александр Муравский, на протяжении четырех лет, когда возникали вопросы к президенту на различных встречах с гражданами о зарплатах, ценах или тарифной политике, чаще всего ответ Майи Санду был таков — «это дело правительства, я, конечно, им скажу, но, в принципе, это не входит в полномочия президента».
АЛЕКСАНДР МУРАВСКИЙ, экс-вице-премьер Молдовы: «Сегодня мы наблюдаем абсолютно другую картину. Оказывается, все, что делало правительство, это заслуги президента. Если вы приписываете все эти заслуги себе, то тогда почему вы не берете на себя все провалы правительства? Каждый раз в вашем месседже и правительства звучит о том, что все это за три года было сделано больше, чем за предыдущие 10 лет, за предыдущие 15 лет. Уже многократно показывали, что это вранье по каждому пункту. По километражу дорог, по объему инвестиций в сельскую местность, по росту заработной платы, по повышению жизненного уровня трудящегося населения. По каждому пункту мы видим с вами, что это не соответствует действительности».
Тут вспомнилось. Сентябрь 2019 года. Майя Санду отчитывается о первых 100 днях правления в должности премьер-министра. Она сравнила Молдову с кораблем без руля, порванными парусами и трюмом, кишащим крысами. «Те несколько мешков с едой и наполовину заполненные бутылки с вином были заперты в кладовой, ключи от которой украл предводитель крыс. Рулевое колесо было сломано, якорь утерян, паруса порваны, в то время как экипаж пировал. На борту находились миллионы голодных, больных, отчаявшихся и лишенных надежды людей… Главное — что за эти 100 дней мы вышли из шторма, взяли понятный курс и можем двигаться вперед», — почти метафорически тогда заявила Санду. Куда наша страна приплыла в итоге тоже можно изобразить расхожей метафорой бывалых моряков: «С плохим капитаном корабль и в луже утонет». Как-то так.