Интересная прошла на днях информация. В Молдове, оказывается, за прошлый год на треть выросло число миллионеров. То есть еще 1 тысяча 606 человек стали официально богаче. Как пишет mold-street со ссылкой на данные Государственной налоговой службы всего с доходами свыше 1 млн. леев в нашей стране теперь 6 тысяч 416. А самому молодому миллионеру всего 19 лет.
Если разобраться, леевыми миллионерами, – с доходом до 1 миллиона — можно назвать чуть ли не каждого второго в нашей стране, если у него есть недвижимое имущество. Другое дело, миллионеры с доходами, например, от 2 до 4 миллионов в год. Таковых в Молдове 1 тысяча 474, а с доходами от 6 до 10 миллионов леев – 296, свыше 10 миллионов — 295 человек.
МИЛЛИОНЕРЫ В МОЛДОВЕ
3 910 жителей Молдовы — с доходами от 1 до 2 миллионов леев
1 474 — задекларировали доходы от 2 до 4 миллионов леев
441 — от 4 до 6 миллионов леев
296 — от 6 до 10 миллионов леев
295 — зарегистрировали доходы свыше 10 миллионов леев
Кто все эти миллионеры? Как им удается в нищей стране, в которой бизнес умирает, инвесторы сбегают, а экономика дышит на ладан, увеличивать свое личное благосостояние? И главный вопрос – за счет чего или, вернее, за счет кого они зарабатывают миллионы?
А вот и ответ — это работники коммерческих банков (топ-менеджеры, основные акционеры), администраторы крупных отраслевых предприятий (в том числе государственных), особенно в энергетическом секторе и, конечно же, чиновничий аппарат, который за годы правления Майи Санду и ПДС был непомерно раздут за счет увеличения министерств, ведомств, управлений и всяких там дополнительных структур, в которых сидят родственники, кумэтры, братья и сестры нынешнего руководства страны в лице ПДС и президента Майи Санду. Итак, по порядку. Если кто не знал: банковская система Молдовы сегодня уже практически не принадлежит Молдове, на 80% ею владеют иностранные инвесторы. В списке главных акционеров — Европейский банк реконструкции и развития, западные инвестиционные фонды.
Экономист Владимир Головатюк провел сравнительный анализ и пришел к выводу, что именно финансовые и топливно-энергетические компании жиреют за счет населения и бизнеса в Молдове.
ВЛАДИМИР ГОЛОВАТЮК, экономист: «Я не сторонник уравниловки, но предел какой-то должен быть! Средняя зарплата в Молдове во втором квартале 2024 года составила 14 тысяч 100 леев. Мы понимаем, что средняя, это как средняя температура по больнице, но тем не менее. Самый высокий уровень оплаты труда в сфере IT — 34 тысячи леев, в финансовом секторе — 27 тысяч 400 леев и топливно-энергетическом — 21 тысяча 200 леев. Если по поводу первого, т.е. IT-сектора, более-менее понять можно, то с последними двумя возникают непонятки! И финансовый, в основном это банки, и топливно-энергетический сектор живут за счет населения и бизнеса. Их доход в основном формируется в одном случае, за счет кредитования населения и бизнеса, т.е. за счет процентов, а также за счет оплаты их обслуживания, во втором – также от обслуживания населения и бизнеса, поставляя им газ, тепло, горячую воду и электроэнергию, т.е. опять же за счет тарифов».
Эксперт считает, что нельзя ситуацию назвать нормальной, когда, например, в аграрном секторе зарплата на треть ниже средней, а в банках — в 2 раза выше средней. В итоге фермеры из-за невозможности вернуть дорогие кредиты закладывают последнее, а банкиры могут позволить себе космические по молдавским меркам зарплаты. Реальный пример — супруга премьер-министра Дорина Речана согласно декларации о доходах за 2022 год, занимая высокую должность в Moldova-Agroindbank-е, получила зарплату в размере более 5 миллионов леев.
При этом, по оценке многих экспертов, власть ПДС создает максимум условий. Чтобы доходы банков росли. Например, введением с начала этого года платы за снятие наличных в самом банке, где есть счет после трех бесплатных транзакций. Особая история кредиты. Объем новых кредитов, отмечает Владимир Головатюк, за 7 месяцев вырос по сравнению с январем-июлем 2023 года на 57%. Из них 70% это потребительские. Проще говоря, на жизнь. Объем депозитов напротив сократился на 7%. Это говорит о том, что у людей нет средств, которые они могли бы отложить и разместить в банках, зато им нужно одолжить для оплаты коммунальных, покупок или поездок на отдых. В этой связи, экономист Владимир Головатюк задается резонным вопросом — так кто кого кредитует?
Чиновничий аппарат, который при вступлении в должность президент Майя Санду обещала сократить, напротив, нынешняя власть продолжает увеличивать. Продолжает щедро повышать зарплаты и министрам и их подчиненным. Например, на официальном сайте Министерства инфраструктуры и регионального развития, что в подчинении официального долларового миллионера Андрея Спыну, в открытом доступе можно ознакомиться с его официальной зарплатой, а также его аппарата. Что обращает на себя внимание то, что под видом транспарентности, все-таки схитрили. Указали цифры не фактической к выдаче зарплаты, а плюс-минус приблизительные. Без учета премиальных, квартальных и прочих сопутствующих выплат. Кстати, здесь же размещено примечание, ну, так, без стеснения, — «размер зарплаты может меняться в зависимости от стажа работы». (https://midr.gov.md/ro/transparenta-decizionala/salarii)
Спыну получает 50 тысяч 190 леев. Три генеральных секретаря живут чуть скромнее — на 40 тысяч, главы управлений в среднем получают от 23 до 30 тысяч.
Но это крохи по сравнению с зарплатой, которую получает та же глава Нацбанка, Анка Драгу, экс-министр финансов Румынии, которой по ускоренной схеме выдали молдавское гражданство, чтобы она смогла вступить в новую должность — 168 тысяч леев ежемесячно.
Или тот же глава НАРЭ Вячеслав Унтилэ, согласно декларации об имуществе и личных интересах, в 2023 году получил зарплату почти в 1 миллион 400 леев, то есть, его ежемесячная зарплата составляет 115 тысяч леев.
Глава Конституционного суда, Домника Маноле, в прошлом году получила доход в виде зарплаты в размере 785 тысяч 587 леев. Кроме того, от правительства она получила более 181 тысячи леев «в качестве моральной компенсации», еще более полумиллиона леев — 538 тысяч 949 леев — доход от пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, пособия за работу в международных учреждениях и вознаграждений.
И зарплаты в таких предприятиях, как CET Nord, Termoelectrica или Moldtelecom, которые потребители оплачивают тарифами – немалые. А к ним еще премии выплачивают. Чего одни только «премии» стоят, например, в 333 тысячи леев за четыре заседания в Наблюдательном совете «Молдовагаз».
Кстати, как правило, основной доход миллионеры Молдовы получают не с официальной зарплаты по месту работы, а от дивидендов, размещения активов в разные бизнесы, финансовые фонды. А зарплата в 50 тысяч леев в правительстве — это, так, на пирожок.
ВЯЧЕСЛАВ ИОНИЦЭ, экономический эксперт: «У нас, к сожалению, доля бедных примерно 60%, доля среднего класса — 20%, верхнего слоя среднего класса — 15%. Средний класс — это тоже бедные, но они не считают себя бедными. И богатые составляют 5%. 03.22 – 03.30 Дело не в том, что есть богатые и бедные, а в том, что 03.32 – 03.33 бедных много. Вот у нас это проблема».
Напомним, по данным Министерства финансов за первые 7 месяцев 2024 года государственный долг Молдовы увеличился на 5 миллиардов 720 миллионов леев. В основном дефицит бюджета власти намерены покрывать за счет новых кредитов. Уже сейчас нет средств на обслуживание займов, взятых правительством ПДС ранее. Зато каждый гражданин Молдовы, независимо от возраста, в счет оплаты госдолга должен около 50 тысяч леев.