За 33 года независимости молдавская экономика так и не смогла достичь уровня 1991 года. И даже более того, по многим направлениям деградировала. Как показывает анализ, проведенный экономическим экспертом Вячеславом Ионицэ, „самый низкий показатель реального размера ВВП был зафиксирован в 1999 году, то есть сразу после финансовоэкономического кризиса 1998 года – менее 38% от уровня 1991 года. В 2005 году реальный валовой внутренний продукт независимой Республики Молдова составлял чуть больше половины от показателей 1991 года. Потом ситуация стабилизировалась, однако достичь экономических показателей на момент обретения независимости Молдове пока так и не удалось”.
ВЯЧЕСЛАВ ИОНИЦЭ, экономический эксперт: „В этом году, вероятнее всего, мы придем к ВВП в размере 92%, что плюс-минус сопоставимо с показателями 2019 года. То есть, за четыре года – 2020, 2021, 2022, 2023-ий, вернее за последние пять лет развитие Республики Молдова практически стоИт на месте”.
Причина такой стагнации как во внешних факторах, подрывавших экономику страны – а это тяжелейший российский экономический кризис 1998 года, глобальный финансово-экономический кризис 2009 года, пандемия коронавируса, война в Украине. Так и во внутренних – засухи, наводнения, откровенная некомпетентность правительств, кража миллиарда, которая повлекла за собой банковский кризис 2014 года, последствия которого ощущались ещё долгое время, коррупционные схемы, вывод средств из бюджета.
По мнению экспертов, чтобы достичь уровня производства 1989 года, Республике Молдова нужно не менее 5-7 лет постоянного роста при минимальном ритме в 12-15% в год, правильно скоординированных действий в области экономики и социальной политики. Однако в 2023 году рост молдавской экономики составил всего 0,7%. В этом году, по оценкам МВФ и Всемирного банка, ожидается рост на 2,2%. При этом прогнозы уже несколько раз пересматривались в худшую сторону. Реформаторы из ПДС, которые обещали стране «хорошие времена», за 3 с лишним года руководства страной никаких решений, чтобы изменить ситуацию, так и не предложили.
ДМИТРИЙ АЛАЙБА, министр экономического развития и цифровизации: „На данный момент потенциал роста составляет 23% в нормальное время, но этого недостаточно, потому что если расти в год на 2-3%, то в следующие 10 лет мы останемся в хвосте Европы”.
За годы независимости Молдова полностью лишилась машиностроительной отрасли и, прежде всего, тракторной промышленности, которая была «визитной карточкой» Молдавской ССР. Валовые сборы винограда сократились в 2 раза, а животноводческая отрасль практически перестала существовать.
По оценке экономиста Михаила Пойсика, „если говорить о ситуации с 1991 года по сегодняшний день, то сельское хозяйство достигло прежнего уровня только на 55,5%, животноводство – на 45,5%, а показатели промышленности составили только 64,4%, то есть, на треть меньше, чем на момент обретения независимости”.
К 33-ей годовщине своей независимости Республика Молдова является самой бедной страной Европы, согласно рейтингам МВФ и Организации объединенных наций. И страной, живущей в долг. Как заявлял ранее лидер партии “Шанс” Алексей Лунгу, с момента прихода к власти президента Майи Санду и правящей партии «Действие и солидарность» государственный долг Молдовы вырос в 2,4 раза — с 52,5 до 125 млрд леев на конец 2024 года. “Беспрецедентная цифра”, — написал он в соцсетях. А бывший премьер-министр Ион Кику разместил на своей странице в Facebook-е информацию, согласно которой стоимость обслуживания внешнего долга Молдовы в первые два месяца этого года в сравнении с тем же периодом 2021 года выросла в 4,8 раза.
В правительственной программе управления государственным долгом на 2023-2025 годы увеличение госдолга объяснили необходимостью привлечения внешних средств для покрытия бюджетного дефицита в ситуации, когда отсутствует альтернатива на внутреннем рынке.
Но самой большой проблемой за 33 года независимости стала катастрофическая депопуляция страны. По оценке ООН, с 1990 по 2023 год в Молдове зафиксировано сокращение численности населения на 31%, что является самым большим показателем в Европе.
Согласно анализу экономического эксперта Вячеслава Ионицэ, „если в 1991 году в Молдове проживало 4 млн 340 тысяч человек, 3,6 млн из которых – на правом берегу Днестра, то к 2024 году в стране остались только 2 млн 720 тысяч человек, 2,4 млн из которых в правобережной Молдове”.
По словам Ионицэ, такой массовой миграции не было ни в одной другой стране. А за годы правления ПДС, обещавшей вернуть молдавскую диаспору на родину, этот отток приобрел рекордные масштабы.
ВЯЧЕСЛАВ ИОНИЦЭ, экономический эксперт: „За рубежом у нас находится 1 млн 070 тысяч граждан. Поздравляю, мы преодолели порог в 1 млн граждан за рубежом, которых постоянно нет в стране, потому что они постоянно находятся за рубежом. За период 2021-2023 год, то есть последние три года за границу уехали 168 тысяч жителей, граждан Республики Молдова. Эта цифра почти равна показателям миграции за предыдущие пять лет. То есть, за последние три года из страны уехало столько же граждан, сколько уехало за предыдущие пять лет”.
Наряду с высоким уровнем миграции наблюдается и беспрецедентное снижение рождаемости. Так, в 2022 году в Молдове впервые за последние 175 лет родилось менее 30 тысяч детей. А в 2023 году рождаемость упала еще больше – в прошлом году в стране родилось только 24 тысячи малышей.
Самые пессимистичные прогнозы показывают, что уже в 2035 году Молдова будет иметь менее двух миллионов граждан. Все эти показатели не только ставят под угрозу пенсионную систему страны – по данным статистики, сегодня на 625 тысяч работников приходится 530 тысяч пенсионеров. Это ставит под угрозу и само существование государства Республика Молдова. Все обещания нынешней власти остановить миграцию, открыть новые рабочие места, повысить уровень жизни и вернуть диаспору домой на практике выполнены не были.
Кроме того, за последние годы Молдова, по сути, потеряла свою инфраструктурную независимость: за последние два года многие молдавские стратегические объекты перешли в руки румынских собственников. Под румынами в Молдове уже оказались все молдавские газопроводы и транзит газа. На очереди северные и северозападные распределительные электросети, и возможно даже порт Джурджулешты.
Бывший министр финансов Румынии Анка Драгу сейчас управляет Национальным банком Молдовы. Кроме нее для управления процессами в Молдове в прошлом году были делегированы еще 11 бывших высокопоставленных румынских чиновников.