24.2 C
Кишинёв

Фермы и овчарни, которых и так в стране осталось немного, рискуют обанкротится из-за введения властями налога на пастбища | VIDEO

Одно из древнейших занятий — выпас скота — в ближайшем или отдаленном будущем в Молдове может исчезнуть, учитывая, что в домашних хозяйствах сейчас редко содержат животных, а весь животноводческий сектор находится в полном упадке и нуждается в поддержке со стороны государства. Те немногие предприниматели, рискнувшие сохранить небольшие фермы и несколько оставшихся овчарен, могут в конечном итоге обанкротиться, когда правительство реализует планы по введению налога на использование пастбищ.

Наша съемочная группа побеседовала с одним из пастухов в Сынджерейском районе — Михаем. Выпасом скота он занимается уже 30 лет. Каждое утро мужчина выводит на пастбище почти 100 овец и несколько коз, которых ему доверил хозяин овчарни. Михай считает, что владельцы овец не должны платить за использование пастбищ — расходы и без этого большие, найти людей за присмотром отары становится все труднее.

МИХАЙ, пастух: „Это очень жестко и плохо. Не должны люди платить за пастбища, государство обязано позаботиться. Человек содержит животное, несет на продажу брынзу. Сейчас даже пастуха, хоть какого-то не найти. Или умирают от пьянства, или от голода. Но больше — от голода”.

Другой наш собеседник, 73-летний Андрей, пасет коров. Он считает, что прежде чем обсуждать взимание платы, надо привести пастбища в порядок. Животным и так уже не где пастись, сетует мужчина.

АНДРЕЙ, пастух: „Будут есть сено. А что еще делать? Гоним их к оврагам, где еще есть немного зелени. Может, пойдет дождь. А что поделаешь?”.

Об этом же говорит и еще один владелец овец, который разводит их более 20 лет. Мужчина говорит, что и так платит налоги государству.

„Налоги, говорите? Да, я плачу налог в примэрии. Эти, что у руля, наверху, не знаю, как еще их назвать, создали такую систему, которая полностью душит молдаванина, крестьянина. Нас осталось совсем немного.
— И вот эта трава сухая.
— Да, посмотрите, ничего нет, это же не пастбище, все продано — там заправка, там — еще что-то”.

Денег на оплату работникам у фермера нет. Доит овец вместе с женой. Средства на стрижку овец находят с трудом. Сбор за пользование пастбищами — это дополнительные расходы. Слишком обременительные, говорит фермер.

„Вот — загон, сено, вот — овцы внутри, мы их доим. Зимой они — тут, летом — здесь.
— Доите вручную?
— Вручную, 70 овец это не так много.
— Сколько времени уходит на дойку?
— Час. Вот, посмотрите — шерсть тут лежит уже два года. Некому продать.
— А по какой цене продаете?
— Да хотя бы выручить деньги, которые плачу за стрижку овец. У нас тут один парень этим занимается, я не успеваю. Отдаю хоть по 10 леев за килограмм, чтобы «отбить» затраты на стрижку”.

Жители Старых Дубоссар Криулянского района тоже рассказали нам, что им не откуда платить еще один налог. Тем более, что в окрестностях села практически не осталось пастбищ. Если государство не примет мер, животных придется продать, жалуются сельчане.

„Что платить, за что? Кому?
— Сбор за пользование пастбищами.
— Пусть люди из правительства придут и покажут нам, где в Старых Дубоссарах пастбища. Нет, у нас их нет. У меня корова, какую помощь я получаю от государства? Никакую. Я покупаю люцерну, покупаю всё. А от государства мне никакой пользы”.

„Денег платить за это нет. Я продам животных — и всё. Другого выхода из ситуации нет. Они думают, что введение такого налога выход из ситуации. Нет, люди просто продадут животных — и всё”.

С другой стороны, министр окружающей среды, подписавший законопроект, предусматривающий управление пастбищами и взимание платы за их использование, говорит, что сумму устанавливает местная публичная администрация.

СЕРГЕЙ ЛАЗАРЕНКО, министр окружающей среды: „Министерство сегодня работает над улучшением закона о пастбищах. Налог, о котором говорят, взимает местная публичная администрация, местный совет. Министерство не имеет никакого отношения к налогу. Мы просто хотим усовершенствовать — чтобы пастбища приносили пользу всем людям, а не только определенной категорий. Мы хотим улучшить закон о пастбищах”.

Пятый канал попытался выяснить в местных администрациях подробности о налоге и позвонили в примэрию села Старые Дубоссары. Однако ко времени подготовки этого сюжета к эфиру ответ не получили. В настоящее время в Молдове около 350 000 гектаров пастбищ, из которых более 80% находятся в ведении местных властей.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ