Майя Санду записала ряд видеообращений, в которых кратко подвела итоги своей работы на посту главы государства. Собираясь баллотироваться на второй президентский срок, Санду утверждает, что большинство ее предвыборных обещаний были выполнены, несмотря на ситуацию в стране и внешние угрозы. Как и пять национальных целей, поставленных ею в 2020 году. Проанализируем, так ли это.
Первая из этих целей, обещанная Санду на президентских выборах 2020 года, — вывод страны из изоляции и приближение к Европейскому союзу.
МАЙЯ САНДУ, президент: „Спустя четыре года мы стали не только странойкандидатом на вступление, но и сумели приступить к переговорам”.
Но к переговорам Республика Молдова пока не приступала. И это недавно признала вице-премьер по евроинтеграции Кристина Герасимов. Она заявила, что переговоры с Брюсселем, причём только по первой главе из 33, начнутся лишь в первом квартале следующего года.
МАЙЯ САНДУ, президент: „Сближение с ЕС сопровождается беспрецедентной финансовой помощью для инфраструктуры и развития”.
О миллиарде помощи от ЕС заявлял и представитель Евросоюза в Молдове Янис Мажейкс. Вот только жители страны недоумевают: где эти деньги? А власти отказываются давать детальный отчет.
Проекты, которые Санду и ПДС, представляют как примеры, лишь вызывают еще больше вопросов. Кадры с так называемой “европейской” дорогой на выезде из Теленештского района, которую можно проехать всего за 40 секунд, в конце июня облетели все социальные сети. 40 секунд почти что европейского автобана, а дальше – опять молдавские ямы и колдобины… Я не понимаю, почему делают частями? Европа, Европа. Сделайте дорогу до конца. А так одни участки. Там Европа, а здесь что, Молдова?
А это действительно беспрецедентное вложение средств в инфраструктуру — дорога Леово — Бумбэта. На строительство трассы протяженностью 3 км 600 метров и инфраструктуры пограничного пункта «Леово — Бумбэта» было затрачено 280 млн леев. То есть, один километр этой дороги обошелся примерно в 3,5 миллиона евро, так что ее можно назвать самой дорогОй дорОгой, когда-либо построенной в Республике Молдова.
Примар города Леово Александр Бужорян назвал трассу Леово-Бумбэта “первым музеем коррупции под открытым небом” и призвал президента Майю Санду вмешаться и обязать министра инфраструктуры Андрея Спыну опубликовать контракты на строительство данной автотрассы. Прошло более полутора месяцев и — тишина.
Вторая национальная цель, провозглашенная Майей Санду на президентских выборах 2020 года – ежегодно выделять по два миллиарда леев на проекты по модернизации сёл.
МАЙЯ САНДУ, президент: „То, что мы сделали, это не просто цифры для отчетов. Тысячи и сотни тысяч людей получили помощь”.
Однако с помпой запущенная министром инфраструктуры Андреем Спыну национальная программа “Европейское село”, которую Майя Санду назвала самой эффективной программой местного развития за все годы независимости, серьезно забуксовала.
Еще в июле портал bani.md сообщал, что в рамках данной программы Министерство инфраструктуры сталкивается с финансовыми трудностями: общая сумма, запрошенная для 748 проектов, достигает 3 млрд 700 млн леев, что значительно превышает имеющийся бюджет.
А на этой неделе Министерство финансов выступило категорически против включения в план по реализации проектов в рамках программы “Европейское село” на этот год ещё 612 проектов стоимостью 2 млрд 800 млн леев, потому что денег в госказне просто нет, учитывая огромный бюджетный дефицит.
В то время как Майя Санду рапортует, что жить на селе становится лучше, по данным Национального бюро статистики, за последние четыре года, то есть за время президентства Санду и правления ПДС, население страны сократилось более чем на 200 тысяч человек – это население нескольких районов республики. Причем в основном как раз пустеют сёла, из которых уезжают жители в поисках лучшей жизни.
Третья национальная цель из отчета Майи Санду – повышение минимальной пенсии до 2000 леев. Вот предвыборная листовка действующего президента в 2020 году – “Ни одной пенсии ниже 2000 леев”, — крупно написано на ней.
Однако минимальную пенсию в 2000 леев в итоге увидели далеко не все пенсионеры, а только те, у кого был полный стаж. Например, в 2022 году пенсию ниже 2000 леев получали почти 200 тысяч граждан. При этом у пенсионеров отобрали выплаты в размере 1000 леев к Пасхе, а в прошлом году власти отказались, несмотря на требование закона, индексировать пенсию на уровень инфляции, которая по итогам 2022 года составила более 30%.
Но в правящей партии утверждают, что пенсионеры стали жить гораздо лучше.
“Впервые минимальная пенсия для лиц с полным страховым стажем составляет 2 777 леев, и она выше прожиточного минимума, который оценивают в 2389 леев. Несмотря на беспрецедентный кризис, правительству удалось защитить покупательную способность пенсионеров и повысить пенсии очень ускоренными темпами”, — написал весной этого года в социальных сетях депутат от ПДС Раду Мариан. При этом министры со всеми надбавками получают до 100 тысяч леев в месяц, да и депутаты не бедствуют.
Четвертая национальная цель, провозглашенная Майей Санду, — рабочие места в стране и воссоединение семей. Но четыре года спустя вместо воссоединения мы получили значительный рост миграции и критическое падение рождаемости.
ВЯЧЕСЛАВ ИОНИЦЭ, экономический эксперт: „2021-2022 годы — это рекордные годы, когда у нас было самое большое сокращение населения в истории страны. В 2021 году оно сократилось на 2,35%, в 2022 году – на 2,04%”.
Что касается рабочих мест в стране, то только в этом году из Молдовы ушли два крупных иностранных инвестора – японская Fujikura и немецкий Coroplast. Между тем только на производстве Fujikura работали более 1 тысячи человек, которые остались без работы.
И, наконец, пятая национальная цель от Майи Санду, провозглашенная ею на президентских выборах 2020 года, называлась “Справедливость, порядок и дисциплина”. Видимо, закрытие 15 телевизионных каналов и более 50 интернетпорталов, и недопуск к выборам неудобных партий и политиков – это и есть “справедливость” по мнению действующего президента. А убийство на улицах Кишинева среди бела дня иностранных граждан, хаос, незаконные досмотры и неразбериха в аэропорту, или коррупционный скандал с Интерполом, связанный с предоставлением убежища в Молдове объявленным в розыск в других странах лицам – это “порядок и дисциплина”.
Впрочем, как заявила Майя Санду в своём нынешнем видеообращении, “мы не обещали рай на земле”, а ошибки у всех случаются. Правда то, что Майя Санду называет ошибками, слишком дорого обходится стране и ее населению. Как результат: за четыре года Майи Санду во власти число сторонников евроинтеграции в Молдове сократилось более чем на 10%.