Судья Виктория Сандуца написала в социальных сетях, что получила решение Высшего совета магистратуры с отказом в назначении её на должность судьи до достижения предельного возраста. Решение заняло 37 страниц.
„Помимо того, что в нём полно лжи и обвинений в мой адрес, обвинений, не подкрепленных никакими доказательствами, оно и совершенно непрофессионально. Чего стоит хотя бы предложение «Совет считает, что Виктория Сандуца непригодна для исполнения обязанностей судьи и не может быть назначена судьей», – написала Виктория Сандуца.
Она отметила, что в решении Высшего совета магистратуры даётся много выдержек из международных актов, но при этом без какого-либо анализа, приведённых, по ее мнению, лишь для того, чтобы было. К тому же, считает Сандуца, концептуально неверно интерпретируется решение Конституционного суда за декабрь 2021 года.
„Но больше всего меня беспокоит то, что по всему тексту я нахожу фразу: «Пленум Совета принял к сведению, рассмотрел, установил, постановил. Какой Совет, господин Караман? Согласно закону, Пленум Совета состоит не менее чем из двух третей действующих членов, то есть из 6 человек. Сергей Караман, Ион Гузун и Лучия Попеску, которые голосовали против меня, не являются Пленумом Совета! Кто дал Вам право, господин Караман, принимать решение о моем освобождении от должности? Кто голосовал за моё освобождение от должности? Никто. Такой вопрос даже не был поставлен на голосование. Такое решение не было принято!”, — говорится далее в сообщении.
Виктория Сандуца обвинила Сергея Карамана, недавно избранного председателем Высшего совета магистратуры, в злоупотреблении служебным положением и считает, что этим делом должна заняться прокуратура.
Как пишет Сандуца, Высший совет магистратуры является коллегиальным органом, а не единоличным, и решения в нём принимаются только большинством – простым или квалифицированным, но никак не меньшинством. К тому же освобождение судьи может происходить только после его собственной отставки или применения дисциплинарного или уголовного наказания.
Виктория Сандуца считает, что такое решение принято из-за её позиции и неоднократной критики действий властей в отношении реформы юстиции.
„В конце концов я поняла, что реформа сделана для того, чтобы в ВСМ пришли люди, которые вышвырнут меня, потому что я критикую эту систему, потому что этой судебной системе не нужны такие судьи, как я”, – считает Виктория Сандуца.
В связи с прозвучавшими обвинениями мы обратились за комментариями в Высший совет магистратуры. Однако на момент выхода сюжета в эфир ответа на запрос мы так и не получили.
Ранее в эфире на канале TV8 председатель ВСМ Сергей Караман, говоря о Виктории Сандуце, сказал, что «Судьи должны быть осмотрительны со всем, что публикуют в социальных сетях, соблюдать закон и ограничения, наложенные на судей. Судья имеет юридическое обязательство воздерживаться от политических комментариев. Он должен воздерживаться от комментариев по поводу озвученных им решений».
В свою очередь член Высшего совета магистратуры Ион Гузун, которого Виктория Сандуца так же упоминает в своём посте, комментируя сложившуюся ситуацию, заявил “Пятому каналу” следующее:
ИОН ГУЗУН, член ВСМ: „Я, в первую очередь, порекомендовал бы человеку, претендующему на должность судьи, внимательно читать закон. Закон устанавливает, что подтверждение в должности судьи должно быть принято 2/3 из членов Совета. Членов Совета — 12, соответственно для того, чтобы быть назначенным в должности до достижения предельного возраста, госпожа Сандуца должна была получить как минимум 8 голосов. Она же не получила необходимого количества голосов для того, чтобы быть подтвержденной в должности судьи. Соответственно, согласно закону, кандидат или судья, который не получил необходимого количества голосов, освобождается от должности”.
Однако на данный момент Высший совет магистратуры состоит не из 12, а только из 9 членов, три кресла в нём свободны. Виктория Сандуца настаивает на том, что из расчета 2/3 голосов действующих членов ВСМ, достаточно было шести голосов из 9-ти. И она эти 6 голосов получила.
Однако председатель Высшего совета магистратуры Сергей Караман, Ион Гузун и еще один член ВСМ, которые проголосовали против утверждения Виктории Сандуцы судьей до достижения ею предельного возраста в 65 лет, ссылаются не на фактические голоса в Совете, которых сейчас 9, а на теоретические, которых, по закону, должно быть 12.
При этом, как ранее напоминала Виктория Сандуца, до этого при меньшем числе членов Высшему совету магистратуры ничего не помешало при том же количестве голосов «за», а именно шести, назначить судью Конституционного суда. В ее же случае шести голосов уже оказалось недостаточно.