Стоимость жизни увеличилась, покупательная способность снизилась, традиционные рынки сбыта закрылись, а наши производители не справляются с требованиями, навязанными другими. Кроме того, чтобы увидеть результаты новых торговых соглашений, нужно ждать слишком долго. К таким выводам пришел бывший министр экономики Октавиан Калмык, проанализировав деятельность правительства и парламента за последние полгода.
Он отметил, что лучшим индикатором эффективности управления власти являются статистические данные, а они показывают, что экономический рост составил лишь 1,9 процента, что, по его словам, слишком мало для обеспечения устойчивых поступлений в госбюджет на реализацию инфраструктурных проектов и покрытие расходов на социальную политику.
ОКТАВИАН КАЛМЫК, бывший министр экономики: „Все остальные показатели, начиная от внешней торговли, безработицы и многих других макроэкономических показателей, снижаются, а значит, негативно влияют на настроения и состояние экономики. Иностранные инвестиции снижаются, нет проектов по индустриализации страны, сокращаются рабочие места, идет массовый отток населения из Республики Молдова за границу. Эти обстоятельства не создают позитивных ожиданий на будущее”.
Октавиан Калмык говорит, что вероятность восстановления экономики во второй половине год — совсем невелика
ОКТАВИАН КАЛМЫК, бывший министр экономики: „Аграрный сектор испытывает трудности. В промышленном секторе также наблюдается небольшой спад, хотя сейчас, в последние месяцы, появляются позитивные сообщения, касающиеся объемов промышленного производства. Но все равно, в целом ситуация серьезная, потому что несколько предприятий с крупными капиталовложениями закрылись, а другие близки к этому. Исходящая от властей информация не радует с точки зрения надежности и безопасности”.
Бывший министр экономики считает, что власти оставили страну без традиционных рынков, разорвав исторические связи , а новые заключенные соглашения, по его мнению, принесут плоды еще не скоро.
ОКТАВИАН КАЛМЫК, бывший министр экономики: „Даже соглашение о свободной торговле, которое является частью соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, до сих пор не реализовано в полной мере. Спустя 10 лет с момента его подписания Молдова по-прежнему не имеет права экспортировать продукцию животного происхождения или другую технологическую продукцию. Существует ряд барьеров, которые мы до сих пор не смогли преодолеть, поскольку не были сделаны инвестиции со стороны государства, и власти не доказали, что обладают достаточным институциональным потенциалом для этого. Другие новые рынки для нашей продукции не были открыты, наоборот, мы закрыли некоторые традиционные, исторические рынки, которые имели. Мы от них отказались”.
Не лучше обстоят дела и с энергетической безопасностью. Власть поторопилась лишить страну российского газа, но никакой замены не нашла, а то, что нам предлагают, обходится людям слишком дорого, выше их покупательной способности, говорит экономист.
ОКТАВИАН КАЛМЫК, бывший министр экономики: „Мы вышли на очень структурированный рынок с очень строгими правилами, и любое отклонение от этих правил обходится нам очень дорого. Недаром в последние годы у нас наблюдаются самые большие повышения тарифов на электроэнергию, природный газ и теплоэнергию. Даже если в последнее время мы видим их некоторое снижение, они все равно остаются одними из самых высоких в странах Евросоюза. Только тот факт, что мы покупаем электроэнергию за 800 евро МВтч, а у Кучурганской электростанции приобретаем за 66 долларов МВтч, показывает 13-кратное увеличение закупочной цены. Наверняка, в конечном итоге это повлияет на цену, которую будут платить потребители. Нам нужно умнее управлять этим сектором, чтобы иметь доступ к каким-то гораздо более конкурентоспособным ценам и тарифам для нашего населения, которое не имеет достаточной покупательной способности, потому что его доходы в последнее время довольно скромно индексируются и увеличиваются”.
Напомним, что в прошлом году инфляция в Молдове составила почти 35%. Цена на электроэнергию выросла в несколько раз, это же касается центрального отопления и электроэнергии. В результате люди получили счета на тысячи леев.
Власти заявили, что инфляция вызвана рядом внешних факторов, среди которых рост цен на энергоносители и война в соседней Украине. Людям предоставили компенсацию на холодный период года, но следующей зимой сократили список бенефициаров. В то же время, после того как страна отказалась от российского газа, топливо значительно подорожало: самая высокая цена, которую платили молдаване, составила примерно 30 леев за кубометр.
Из-за отсутствия возможностей развития Молдову покинули два крупных инвестора. Речь идет о компаниях Fujikura и Coroplast. В результате их ухода было ликвидировано 3200 рабочих мест, а выплата налогов государству уменьшилась на 166 млн леев, об этом рассказал бывший премьер-министр Ион Кику.
Между тем, по информации крупнейшей в мире базы данных Numbeo, Кишинев возглавил список самых дорогих городов мира, опередив Санкт-Петербург, Баку, Минск и Одессу. При этом минимальная зарплата в стране составляет всего 5000 леев, а минимальная пенсия с полными взносами – лишь 2800 леев.