Официальный старт переговоров о вступлении Молдовы в Европейский союз носит скорее политический или даже геополитический характер. Так считают некоторые эксперты в Кишиневе, утверждающие, что наша страна не готова к интеграции в ЕС и попросту даже не соответствует критериям для вступления в Евросоюз. По мнению аналитиков, условия вступления попираются ногами кишиневским правительством, а европейские чиновники закрывают на это глаза, потому что такова идеология.
ЯН ЛИСНЕВСКИЙ, политолог: „Повестка для начала переговоров носит скорее политический или даже геополитический характер. Она носит символический характер поддержки Украины и Молдовы. К сожалению, внутренняя и внешняя повестки не очень пересекаются, потому что Республика Молдова, и все эксперты с самого начала это признавали, она не готова вести эти переговоры, чтобы приблизиться к ЕС, к тем уровням, которым должны соответствовать европейские страны, и здесь речь идет не только о вопросах, связанных с реформой системы юстиции, но и об экономическом сегменте, банковской системе, демографии, инвестициях в образование, в медицину. Даже то, что происходит в геополитическом аспекте, например, оборона, военные вопросы. Во всем этом Республика Молдова не соответствует. К сожалению, Молдова в последние несколько лет практически ничего не вкладывает в сближение с ЕС. Последний этап, который был достаточно важным для сближения, — это 2003-2007 годы. Сейчас всё было на сегменте войны в Украине, а также на том, что Майя Санду, представляющая проевропейские силы, победила в Молдове, и это была скорее политическая акция. Эта акция должна была состояться ещё в декабре, потом пошли разговоры о марте, и ее перенесли на лето, чтобы всё было ближе к выборам. Это было сделано непросто так, люди понимают, что при европейской интеграции повышается уровень жизни — благосостояние людей. Но если это благосостояние не повышается, люди разочаровываются в провластных политиках и в той политике, которую они ведут, то есть в европейской интеграции. И чтобы хоть как-то сохранить этот вектор и этих политиков, каждые три месяца появляются какие-то декларации или подписываются Соглашения, которые, извините, являются символическими, а не стратегией развития”.
Лисневский отмечает, что во всем этом люди всё больше начинают понимать, что переговоры, подписание соглашений или разговоры о европейской интеграции остаются лишь политическим аспектом и никак не влияют на их жизнь.
ЯН ЛИСНЕВСКИЙ, политолог: „День за днем становится все хуже и сложнее, мы видим рекордное количество мигрантов, которые уезжают за границу и, вероятно, никогда не вернутся. И да, наше общество интегрируется в Европу быстрее, чем государство. И, возможно, в 2030 году мы получим ситуацию, когда всё трудоспособное население Республики Молдова будет жить в ЕС, а в самой стране останется около 800-900 тысяч пенсионеров, которые, к сожалению, не смогут прилагать усилий для стимулирования этой европейской интеграции”.
И эксперт по конституционному праву Тео Цырнац утверждает, что начало переговоров с ЕС носит исключительно формальный характер.
ТЕО КЫРНАЦ, эксперт по конституционному праву: „Реформа юстиции в Республике Молдова, как она началась, так может и закончиться, то есть нереформированной, потому что то, как реформа правосудия началась, является антиреформой. И, в итоге, если переговоры с ЕС, не смотря на это, начались, то они носят формальный характер. Без руководящих органов у руля Европейского союза мы не сможем добиться каких-то успехов. Поэтому эти условия, связанные с реформой правосудия, правами человека и борьбой с коррупцией в отношении Республики Молдова, будут своего рода «подпоркой» — препятствием, которое, не знаю, приблизит ли нас когда-нибудь к членству в ЕС, потому что все правительства до сих пор объявляли борьбу с коррупцией, чтобы украсть миллиарды и отмыть российские миллиарды через банки и суды Республики Молдова. Во-вторых, права человека, связанные с социальными и политическими свободами, такими как свобода выражения мнения, в Республике Молдова с каждым днем все больше и больше ограничиваются под предлогом гибридной войны, под предлогом российской пропаганды, и все это приводит к ограничению прав. Когда речь идет о коррупции, ни одна власть не признает, что у нее есть высокопоставленные коррупционеры, и не позволит прокурорам самостоятельно расследовать дела, и в этом отношении нынешняя власть ничем не отличается от других. Я считаю, что не будет признано, что Республика Молдова выполнила эти условия, возможно лишь одно исключение — если не произойдет некоего политического события, если не будет внешнего желания, и Республика Молдова будет принята в ЕС в одночасье, без выполнения этих условий”.
Доктор права Александр Кузнецов считает, что никто не интересуется тем, что происходит в Молдове.
АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ, эксперт по конституционному праву: „Как нас не интересует, что происходит в Австрии или Франции. Они пытаются получить то, что им дают, у них есть свои аналитики. Нет ничего, что интересовало бы в Молдове европейцев с политической, туристической или экономической точек зрения, и мы не пытаемся ничего сделать, чтобы сделать это привлекательным. Даже те же самые инвесторы, у них есть другие сегменты и другие географические регионы, куда они инвестируют, но в данном случае, политика вмешалась в экономику, европейская политика вмешалась в европейскую экономику и, по сути, она экономически не заинтересована и это минус для ЕС, Молдовы и Украины. И вместо того, чтобы принести процветание и расцвет, всё это потянет всю Европу за этими двумя странами”.
На тему начала переговоров по присоединению Молдовы к Европейскому союзу высказался и юрист Павел Мидриган. По его словам, мы видим только разборки с оппозицией, а крупные дела не завершены и не будут завершены, потому что некоторые представители кишиневских властей причастны к произошедшему.
ПАВЕЛ МИДРИГАН, юрист: „Включая кражу миллиарда, потому что им придется отвечать. Но они не хотят отвечать за то, чему они способствовали, потому что многие способствовали краже миллиарда и коррупции, которая произошла. Так что это, скорее пыль в глаза, и никто не собирается бороться с большой коррупцией, которая является самой опасной. Пока не сменится власть, ничего не изменится. Европейским чиновникам всё равно, у них есть цель, чтобы Молдова была под их зонтом. Они всё понимают, но закрывают на это глаза, потому что такова идеология — любой, кто противоречит так называемой европейской интеграции, должен быть наказан. Они будут закрывать глаза, и они уже давно закрывают глаза. Это означает, что мы должны жить по правилам европейцев, по правилам, которые существуют в Швеции, Норвегии… мы хотим жить по их правилам? Я хочу жить по нашим правилам, основанным на нашей истории, нашем менталитете”.
На эту тему в программе PULS на 5-м канале высказался и председатель партии «Шанс» Алексей Лунгу, который заявил, что Молдова не выполнила все 9 условий для начала переговоров с ЕС.
АЛЕКСЕЙ ЛУНГУ, председатель партии «Шанс»: „В ВСМ — настоящая беда, территориальная реформа судов катастрофа, избирательная система — все законы, все принципы были нарушены с 2023 года, когда партия «Шанс» была незаконно исключена из избирательной гонки. Борьба с коррупцией? С какой коррупцией? Что происходит на дороге БУмбэта, что происходит с газовым контрактом, кто разбогател на закупках газа, что происходит с этим коммерческим контрактом?”.
В нашей студии юрист Юрий Мэржиняну также задался вопросом о выполнении девяти условий для начала переговоров с ЕС, при том что реформа правосудия — один из самых важных пунктов, — превратилась в «захват правосудия».
ЮРИЙ МЭРЖИНЯНУ, юрист: „Реформу правосудия я бы назвал захватом правосудия, и я говорю об этом уже долгое время. Захват правосудия начался с захвата генерального прокурора Республики Молдова, как конокрада, ночью, людьми в масках и так далее. Вы заметили, что ныне назначенный генпрокурор уже хочет гарантий. Он не хочет идти по пути Стояногло, потому что и он может пойти по тому же пути”.
В этой связи Алексей Лунгу отметил, что присоединение Молдовы к Европейскому союзу приведет к потере национального суверенитета.
AЛЕКСЕЙ ЛУНГУ, председатель партии «Шанс»: „В нашей стране сегодня суверенитетом управляет советник Майи Санду, немец, который навязывает Республике Молдова всякую ерунду. И он ее активно навязывает. Мы больше не суверенное государство. Наш суверенитет был продан в 2019 году”.
Представители власти пока никак не отреагировали на приведённые выше заявления. Мы обратились за комментарием к пресс-секретарю ПДС, но Адриана Влас сказала нам, что не комментирует эти высказывания Следует отметить, что в 2021 году, когда к власти пришло правительство ПДС, почти 70 процентов молдаван поддерживали вступление страны в ЕС. С тех пор их число сократилось почти на 20 процентов. В 2022 году этот показатель составлял 56 процентов, а сейчас, согласно последним опросам общественного мнения, — 54 процента.