5 C
Кишинёв

Европейский политолог о начале переговоров с ЕС: Планы руководства Молдовы по вступлению к 2030 году нереалистичны. Что думают об этом молдавские и зарубежные политики | VIDEO

Переговоры о вступлении Молдовы и Украины в ЕС начинаются, но вряд ли завершатся скоро. Об этом говорится в материале, опубликованном Deutsche Welle. В нём отмечается, что обеим странам придётся пройти целый ряд этапов переговорного процесса. И первый из них – скрининг. Это анализ законодательства стран-кандидатов на соответствие праву Евросоюза. Обычно этот процесс длится как минимум год, пишет Deutsche Welle.

После скрининга стороны приступят к первому блоку переговоров. Согласно новой методологии Европейского союза, принятой несколько лет назад, переговоры начинаются с главы 23-й — судебная система и основные права, а также 24-й — правосудие, свобода и безопасность, поскольку эти главы являются фундаментальными. Однако, как отмечается в материале, как раз с этим у Кишинёва и Киева проблемы.

„Прогресс стран в блоках верховенства права, прозрачности и подотчетности госорганов и процедур, а также антикоррупционной политики имеет решающее значение на пути Украины в ЕС. Именно они определят «скорость ее движения к членству». То же самое касается и Молдовы: наиболее важными сферами, в которых ей срочно необходимо добиться прогресса, является верховенство права, укрепление судебной системы, борьба с коррупцией и борьба с отмыванием денег”, — пишет Deutsche Welle.

В материале подчеркивается, что ни одна переговорная глава не будет закрыта, пока не будут достигнуты промежуточные контрольные показатели по двум основным разделам – судебная система, правосудие и права человека.

Как заявила в интервью “Deutsche Welle” политолог аналитического Центра европейской политики Теона Лаврелашвили, поблажек в ходе переговоров не будет — прием новых членов в Евросоюз основан исключительно на заслугах. Поэтому, по ее мнению, переговорный процесс с Кишинёвом и Киевом в ближайшие годы не завершится. Лаврелашвили считает нереалистичными планы руководства Молдовы и Украины вступить в ЕС к 2030 году.

В свою очередь бывший премьер-министр Владимир Филат в своем недавнем интервью заявил, что несмотря на начало переговоров о вступлении в Евросоюз, технически Кишинёв к ним не готов. Молдове сегодня просто некого делегировать на ведЕние этих переговоров с европейскими структурами, сказал экс-премьер.

ВЛАДИМИР ФИЛАТ, бывший премьер-министр: „Я не хочу быть, как в старом мультфильме “Баба Яга против” — что я всегда с критикой и пессимизмом, но я опять же исхожу из цифр. В Бюро евроинтеграции из 42 человек, которые должны быть в этом бюро, работают 12 человек, большинство из которых делегированы Министерством иностранных дел, в то время как в каждом министерстве должны быть подготовленные люди, специализирующиеся на ведении переговоров в каждой области отдельно, а их нет. Я не знаю, как они будут двигаться. И здесь не имеет значения, насколько высока симпатия к нашим властям и насколько велика дружба. Мы вступаем в технический процесс. Потенциал должен быть техническим, чтобы вести переговоры и реализовывать в ходе переговоров требования и соответствовать этим требованиям в период перед вступлением в ЕС”.

Кроме того, что у Республики Молдова нет достаточного числа специалистов для ведения переговоров с ЕС и внедрения требуемых реформ, Молдова, как страна-кандидат, не соответствуют и экономическим критериям приема в Евросоюз. Это признаёт один из главных “адвокатов” Молдовы на пути приёма в ЕС, депутат Европарламента от Румынии Зигфрид Мурешан.

„Главным вызовом для Молдовы в краткосрочной и среднесрочной перспективах останется экономическая ситуация. Тот факт, что война идет недалеко от молдавской границы, не способствует инвестициям, особенно иностранным. Пока силы ВСУ удерживают российскую армию далеко от Молдовы, она в безопасности, и инвестиции — тоже. Но в целом в Молдове царит атмосфера неопределенности», — цитирует его Deutsche Welle, отмечая, что парламентарий предлагает Евросоюзу создать гарантийный фонд для частных инвестиций в Молдове, чтобы стимулировать экономический рост и создание рабочих мест.

Выступая с речью в парламенте в марте прошлого года президент Майя Санду заявила, что к 2030 году Республика Молдова должна стать страной-членом Европейского союза. Однако европейские лидеры скептически расценили эту перспективу, дав понять, что путь в Евросоюз для Республики Молдова вряд ли ограничится 2030 годом и будет очень долгим.

Так, президент Франции Эммануэль Макрон, несмотря на решение Брюсселя начать переговоры с Украиной и Молдовой о вступлении, назвал это решение ЕС скорее политическим, нежели юридическим, и заявил следующее: “Мы очень далеки от реального расширения ЕС”.

Президент Румынии Клаус Йоханнис, отвечая ранее на вопрос, насколько реалистично вступление Республики Молдова в ЕС к 2030 году, сказал, что не стоит строить лишних иллюзий по этому поводу. Переговоры о присоединении очень сложны с административной точки зрения, отметил румынский лидер, поэтому, несмотря на оптимизм трудно сказать, когда процесс присоединения Молдовы может завершиться, отметил он.

Канцлер Австрии Карл Нехаммер заявлял, что его страна намерена не допустить ускоренного приема Молдовы и Украины в европейское сообщество, и в этом вопросе Вена, по его словам, прежде всего на стороне Западных Балкан, которые давно стоят в очереди на вступление в ЕС.

В настоящее время официальный статус кандидатов на вступление в Европейский союз имеют девять государств: Республика Молдова, Албания, Северная Македония, Сербия, Турция, Босния и Герцеговина, Грузия, Украина и Черногория. При этом Северная Македония — получила статус страныкандидата ещё в 2005 году, Черногория – в 2010 году, Сербия – в 2012-м, а Албания – 2014-м, однако перспективы их вступления в Евросоюз по-прежнему туманны.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ