26.2 C
Кишинёв

Театральный скандал. Режиссер из Румынии утверждает, что из-за недовольства власти отменили его спектакль: „Занимаетесь кампанией против ПДС сейчас, перед выборами?» | VIDEO

Режиссер-драматург из Румынии, поставивший спектакль о коррупции в театре «Лучафэрул» в Кишиневе, утверждает, что эта постановка вызвала недовольство представителей молдавской власти, и в результате было принято решение отменить спектакль.

В интервью изданию «Platzforma» режиссер Давид Шварц рассказал, что его спектакль назвали «антипатриотичным», направленным «против нынешнего режима», и предположили, что режиссеру заплатили за пропаганду против партии «Действие и солидарность» и Майи Санду.

По словам режиссера, художественный руководитель театра «Лучафэрул» Слава САмбриш предложил ему поставить спектакль, основанный на интервью, в специфическом стиле «вербАтим», в котором раскрывались бы важные для общества темы и вопросы. Как пояснил Шварц, обсуждались различные направления, из которых самым релевантным — как для актеров, так и для постановщиков,- вызвавшим наибольший отклик, была тема коррупции.

Документирование через интервью было начато актрисами и актерами. Они провели большинство бесед с разными людьми: учителями, медсестрами, врачами, пациентами, водителями, священниками и другими, вплоть до тех, кто занимается журналистскими расследованиями — теми, кто расследовал кражу миллиарда и другие аспекты коррупции. Мы собрали внушительный материал, более 20 интервью… В первый репетиционный день в Кишиневе мы читали с актрисами и актерами первоначальную версию текста. По ходу возникали дискуссии с некоторыми актерами по поводу тех мест в тексте, которые вызывали их настороженность, или опасения в том, что могут навлечь негативные последствия на тех, у кого брали интервью, или в связи с широким геополитическим контекстом. В результате этих дискуссий мы внесли множество изменений, меняли, вычищали текст на протяжении репетиций”, — рассказал режиссер.

Между тем, по словам Шварца, возникла другая проблема.

„Я начал репетиции с этим наброском, который был неполным, но что более важно — в нем не были скрыты все имена. Стела Веребчану, сценограф по костюмам, которая не участвовала в чтениях, после того как прочла самостоятельно текст, мы увиделись и она мне сообщила, что не может участвовать в этом проекте, потому что он «антипатриотичный», «против нынешнего режима», а мне, скорее всего, кто-то заплатил, чтобы я выступил с этим спектаклем с пропагандой против ПДС и против Майи Санду”. 

Как утверждает Давид Шварц, ему объяснили, что «патриотизмом не торгуют»”.

„Я понял от Стелы Веребчану, что последний монолог стал яблоком раздора. Потому что персонаж, который расследует дела о крупной коррупции, хотя у него либеральные взгляды, проевропейские — то есть, он находится на идеологической позиции ни в коем случае не против ПДС,- выступает с серией критических замечаний по поводу некоторых действий ПДС. Это критика того, что решение в связи с малой коррупцией — это не обязательно антикоррупционная кампания, а повышение зарплат; что не достаточно, чтобы политики были честными, они должны быть еще и образованными и хорошо подготовленными; это критика веттинга, кампании публичной проверки представителей юридической системы, которая отодвигает в сторону хорошо подготовленных людей из системы, чтобы освободить место для тех, кто повинуется партии. В одном параграфе, который очень не понравился Стеле Веребчану, персонаж говорит: «Я верю, что нынешняя президент не коррумпирована, по ней не видно. Но если я узнаю через несколько лет, что в действительности она причастна к коррупционным действиям, меня это не удивило бы, потому что я выработал своего рода иммунитет”.

Режиссер рассказал, что попытался объяснить Стелле Веребчану, что у него не было намерений делать постановку против нынешнего руководства Молдовы, и что он не собирается заниматься политикой в нашей стране, тем более в предвыборный год.

„Мне ответили, что весь текст направлен против ПДС, и что ничего нельзя сделать”, сообщил Шварц.

По его словам, после этого он поговорил с художественным руководителем театра Славой САмбриш, и что дальше все шло по плану.

„Слава Самбриш прочитал, после чего в одной из бесед, в которой участвовала и Виталия Григориу, сказал, что ему не кажется, что что-то не так, что он не видит никакой проблемы, и что текст очень взвешенный. Однако вскоре Слава Самбриш сообщил, что ему позвонила советник из какого-то руководящего органа страны — я не запомнил, из правительства или аппарата президента, потому что, честно говоря, не обратил на это внимания. Так вот ему позвонила эта советник, с которой он был знаком раньше, и сказала, что слышала о содержании этого текста, и «чем вы там занимаетесь; занимаетесь кампанией против ПДС сейчас, перед выборами?». Как сказал мне Слава, он обратил внимание советницы, что финальная версия текста еще не готова, и что он не думает, что есть какая-то проблема с текстом. Мы продолжили работать, репетировали, ставили сцену за сценой вместе с актрисами и актерами, работали над декорациями и костюмами, над афишами и стратегией продвижения. Все шло ok”, делится режиссер.

В этом же интервью Давид Шварц отметил, что Слава Самбриш рассказал ему о своей встрече с кем-то из представителей руководства страны. По словам режиссера, он не обратил внимания, с кем встречался худрук, но на встрече Самбришу было сказано, что с текстом ознакомились уже многие люди, он очень проблематичный.

Как пояснил режиссер, в итоге работа над спектаклем была остановлена, когда он был готов на 95 процентов. Причиной была названа болезнь одной из актрис, которой требовался период лечения и последующего восстановления. Однако общение с администрацией театра позже ничего не решило. В интервью режиссер подчеркивает, что «то, что происходило и происходит со спектаклем — это явное проявление цензуры, возможно, с относительной долей самоцензуры”.

После заявлений Давида Шварца театр «Лучафэрул» выступил с заявлением, отвергая все обвинения.

„Первые вопросы относительно текста возникли на первом чтении; актеры отреагировали на текст о войне в Украине, выразив несогласие с тем, как она была представлена. Большая часть актеров высказала свое несогласие с политическими взглядами режиссера. Как граждане все мы имеем право свободно выражать свои мнения и убеждения, но документальный театральный спектакль, поставленный под эгидой театрального учреждения, должен делать чёткое различие между фактами и мнениями, и не выдавать собственные мнения за факты, ставя тем самым под сомнение профессионализм, репутацию театра и доверие к нему.() Премьера была перенесена из-за того, что одна из актрис, занятых в проекте, заболела и последовал период лечения и соблюдения строгого режима по указанию и под наблюдением врача. Позднее она сообщила, что пережила нервный срыв из-за стресса и накопившегося чувства тревожности, поскольку не была согласна с требованиями режиссера”, говорится в заявлении театра.

За комментарием мы обратились к представителям власти. Пресс-секретарь правящей партии Адриана Влас ответила следующее: „Это решение театра, команды актеров — какие спектакли ставить. ПДС не цензурирует ни спектакли, ни другие формы выражения мнений — В Молдове все вправе говорить, что думают, и мы это видим ежедневно на всех платформах», добавила Влас для Пятого канала

Министр культуры Серджиу Продан говорит, что о произошедшем в театре узнал из СМИ.

СЕРДЖИУ ПРОДАН, министр культуры: „Министерство культуры, правительство, парламент, администрация президента — мы не вмешиваемся в репертуарную политику. Существуют законы, есть художественные советы в этих учреждениях, на которых лежит ответственность за все постановки, за всё, что делается в этих учреждениях. Существует автономия каждого учреждения, которую мы уважаем. Сейчас определенные люди стараются привлечь к себе больше внимания в связи с этой темой, и это естественно, дискуссии пусть происходят, почему нет… Ни в коем случае мы не допустим ни в какой форме давление на артистов, на художественное видение”.

Мы также запросили комментарий администрации президента в связи с обвинениями со стороны румынского режиссера, однако пока не получили ответ.

Тем временем, многие представители сферы искусства в Молдове и Румынии отреагировали на эти события.

Паул-Овидиу Косовану, румынский композитор рассказал, что ”работал с Давидом и в качестве актера. Я видел его и на сцене, и в зале. Хочу сказать, что никогда не чувствовал, что мной манипулируют или, что мне не отвечают на вопросы, не дают разъяснений, в которых я нуждался. Напротив, все наши дискуссии, связанные с ролью, с ее пониманием, сутью, давали мне колоссальную уверенность. И я заметил, что это он делает на всех своих спектаклях. Его самая главная черта, помимо многих других положительных,- он тебя слушает. Почему представители Республиканского театра «Лучафэрул» ничего не сказали о всех телефонных звонках, о цензуре, о самоцензуре? Почему их удары направлены только против Давида? Я заявляю о своей полной неудовлетворенности в связи с этим”, говорится в его публикации в Facebook-е.

„Надеюсь, что театр «Лучафэрул» найдет решение и преодолеет эту сложную ситуацию. Но понимаю: там тоже предвыборный год”, написал политический комментатор Василе Ерну.

В защиту румынского режиссера выступили и некоторые кишиневские политики.

„Наивно думать, что та, которая закрыла телеканалы и университеты, не будет закрывать и театры» написал на своей странице в Facebook-е бывший премьер-министр Ион Кику.

Сейчас читают

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ